Все популярнее в Украине становится крафтовое пиво - натуральное, без красителей, консервантов, пастеризации и по особым рецептам, пишет журнал Новое время.
Маленькие пивоварни
Одной из особенностей крафтового пива является то, что его как правило варят малыми партиями на небольших пивоварнях.
По оценке Евгения Филимонова, редактора журнала Пивное дело, в последнее время в стране запустилось три десятка крафтовых заводиков и до сотни мелких пивоварен.
Один из них - Лесопилка - начинал с 10 т пива, что соответствует 10 тыс. л, а сейчас дело дошло уже до 100 тыс. л.
Алексей Гавриш, один из соучредителей этого бара-пивоварни рассказывает, что первичный взнос в его Лесопилку в 2015 году составил $ 300 тыс. Затем он с партнерами сумел взять кредит на $ 1 млн в европейском банке, который согласился на покупку современного венгерского оборудования, что дало возможность Лесопилке производить высококлассное пиво.
Сейчас пивоварня выпускает около 60 сортов пива, хотя начинали партнеры с 14. Причем свой Varvar они поставляют уже и в крупные розничные сети - GoodWine и Сильпо.
Гавриш говорит, что основные ингредиенты предприятие покупает за границей: хмель - в США, солод - в Германии. И это влияет на его себестоимость.
Эксперименты со вкусом и истории
О своем пиве Александр Шаталов, владелец пивоварни Ципа, рассказывает, стоя возле горного ручья в закарпатском селе Квасы. Локацию он выбрал неслучайно: напиток он варит с использованием местной воды.
Шаталов, бывший дончанин, открыл в Квасах ресторан, а после занялся пивоварением. Увидел спрос и понял: тот, кто делает домашнее пиво, делает деньги.
В 2015‑м он с партнерами вложил $ 200 тыс. в новое оборудование для пивоварения и принялся экспериментировать с рецептами. Шаталов варил пиво на травах, а также со смерекой, что делало напиток горьким. Эксперименты удались: сейчас у пивовара 13 точек своей сети продаж по Украине. Свое пиво он поставляет в более чем семь десятков ресторанов и баров.
Так пивоварня Ципа, которая начинала с десятка тысяч литров пива с месяц, превратилась в предприятие с втрое большим производством.
Дмитрий Назаренко, главный редактор издания Beer Box, уточняет: для крафта нужен не только уникальный рецепт, но и какая‑то история. Он вспоминает об одной небольшой запорожской пивоварне: те работали неплохо, но продажи не шли. К счастью, предприниматели вспомнили - в их местах бывал Тарас Шевченко. Они восстановили маршруты прогулок поэта, собрали на этом пути травы и сварили на их основе пиво. Назвали Кобзарь. “Теперь у пива бешеный успех”, - смеется Назаренко.
Он добавляет: крафтовое пиво - это всегда эксперимент плюс миф, который помогает в продажах. “Это маркетинг и одновременно душа пивовара, - говорит эксперт. - Поэтому покупателям интересны напитки с историей”.
Себестоимость и прибыль
По данным компании Maxrise Consulting, проводящей маркетинговые исследования, в среднем стоимость изготовления литра крафта в Украине составляет $ 1–1,5, тогда как у крупных производителей обычного пива она не превышает $ 0,5.
Разница обусловлена не одним лишь различием в сырье, но и технологиями. “Обыкновенные сорта пива готовятся около 20 дней, тогда как крафтовое - более месяца, а иногда - до 90 дней”, - объясняет Дмитрий Сенченко, координатор маркетинговых проектов Maxrise Consulting.
Но крафт стоит затрат: в среднем его продажная цена составляет 40–55 грн ($ 1,5–2,1) за бутылку емкостью 0,33 л. Массовое пиво стоит на порядок дешевле - 6-17 грн ($ 0,2–0,7) за тот же объем.
Андрей Кисель, который уже пять лет варит в Украине крафтовый напиток, поясняет: в этом сегменте прибыль с литра в четыре-пять раз выше, чем у тех, кто варит обычное, массовое пиво.
При этом, мол, глобальные компании используют так называемую технологию высокоплотного пивоварения: вначале варят крепкий напиток, а после разбавляют - редуцируют - его водой. А вот крафтовары делают все по старинке: готовят сразу качественный продукт, добавляя в него большое количество хмеля. В итоге крафт без консервантов хранится по четыре месяца.