Если порядок идентификации сотовых пользователей упростить, то это даст толчок к развитию новых – в частности, финансовых – услуг. Главное, чтобы этот шаг не оказался началом "закручивания гаек".
Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ)
выступила с намерением изменить
порядок регистрации припейд-абонентов. Это около 95% всех пользователей сотовой связи Украины. Об этом сегодня сообщила пресс-служба ведомства.
НКРСИ предложила значительно упростить способ, с помощью которого абоненты смогли бы пройти регистрацию. Например, комиссия считает целесообразным ввести подачу заявки в электронной форме.
Свои намерения регулятор объяснил растущими угрозами, которые несет
распространение онлайн-сервисов, а вместе с ними – увеличиваются риски мошенничества. Поэтому стоит изменить механизм регистрации мобильных абонентов, чтобы защитить их личные данные и финансы от злоумышленников.
Тройка крупнейших операторов в целом поддержала намерение НКРСИ. В Киевстаре считают, что идентификация позволит абонентам в случае необходимости быстро заблокировать свой номер. Тогда мошенники не смогут провести верификацию с банковским учреждением и украсть деньги с банковского счета жертвы.
Онлайн-регистрация с использованием электронной цифровой подписи или Mobile ID – это затратный, однако правильный процесс, считают в компании Vodafone Украина. А вот к упрощению процесса регистрации оператор отнесся с оговорками. В компании убеждены, что его нужно проводить с учетом всех возможных рисков. Чтобы исключить случаи злоупотреблений, когда кто-то умышленно или случайно назовется чужим именем. Если же потом этот человек совершит какое-то противозаконное действие, то сложности могут возникнуть и у того, чьим именем назвался злоумышленник, и у правоохранительных органов при его поиске.
lifecell поддержал инициативу регулятора. Оператор отметил, что в Евросоюзе давно существует общепринятая и цивилизованная практика, когда при покупке припейд-карты абонент проходит регистрацию. "Эта проблема особенно актуальна, учитывая постоянную террористическую угрозу в Украине и антитеррористическую операцию на востоке страны", - подчеркнули в компании.
Однако lifecell не согласился с НКРСИ относительно массового характера мошеннических действий с личными данными мобильных пользователей. Скорее, сами абоненты страдают и становятся жертвами мошенников, предоставляя злоумышленникам свои персональные данные. Оператор наоборот, имея информацию о владельце номера, может быстро и без лишних задержек заблокировать SIM-карту. И таким образом не позволить мошенникам использовать средства на счету абонента. А также лишить их каналов связи для незаконных действий с данными, которые хранятся на терминале клиента.
Председатель правления Интернет Ассоциации Украины Александр Федиенко считает, что операторы и сейчас имеют достаточно способов для предотвращения мошенничества. "На мой взгляд, с введением этого, подчеркиваю, добровольного механизма для абонента ситуация кардинально не изменится. Скорее всего, это промежуточное действие, чтобы в дальнейшем эту норму сделать обязательной для оператора", - высказал предположение он. То есть, сотовые компании не смогут уже продавать припейд-пакеты на условиях полной анонимности, как сейчас.