Укртелеком, некогда гигант фиксированной связи, стремительно теряет своих абонентов. Причин две. Первая – органическая. Проводная местная связь постепенно теряет популярность во всем мире. Абонентская база компании только за первые полгода уменьшилась на 400 тысяч абонентов до 4,3 млн.
Вторая причина связана с воровством. Если раньше у Укртелекома иногда резали магистральные сети, то в последние годы страдают именно городские распределительные. Дошло до того, что фиксированная связь практически полностью пропала в некоторых городах (Марганец Днепропетровской области) и отсутствует в некоторых местах в Киеве. В общей сложности сейчас около 400 тысяч линий временно недоступны из-за краж.
Читайте также
На кону новые миллиарды: как операторы поделят 4G-800 и 3G-900 25.07.2018
Кнутом и пряником: как Гройсман взялся улучшать мобильную связь 19.07.2018
Смена президента. Петр Чернышов уходит из Киевстара 17.07.2018
Чтобы каким-то образом выруливать из этого кризиса, СЕО компании Юрий Курмаз решил договориться с НКРСИ и попробовать подключать стационарные телефоны через 3G-сеть Тримоб. Мобильную сеть компании Рината Ахметова так и не удалось продать. И ее нужно как-то утилизировать.
Если первый эксперимент пройдет удачно, можно будет в случае необходимости переводить абонентов на беспроводную связь повсеместно. Медь, которая останется после перевода абонентов интернета на оптику, а абонентов телефонии – на Тримоб, можно будет продать самостоятельно, а не дожидаться воров. К слову, только за второй квартал компания продала ненужного кабеля на 77 млн грн.
Журналист LIGA.net в ходе блиц-интервью выяснил у Юрия Курмаза, как будет работать фиксированно-мобильная связь и какие разрешения для этого нужны.
- Как выглядит с точки зрения закона организация фиксированной местной связи через мобильные сети?
- В нашей ситуации речь не идет о расширении абонентской базы голосовой телефонии Укртелекома за счет радиодоступа через мобильных операторов. Прежде всего этот сервис будет развиваться как противодействие злонамеренному вмешательству в сети местной связи. Повсеместные вырезы медного кабеля привели к тому, что у почти 400 000 абонентов по всей Украине сейчас попросту не работает домашний телефон.
- Но почему вы раньше не делали этого?
- Потому что не было нормативной базы. И на сегодняшний день она пока не появилась.
- Как тогда вам НКРСИ разрешила предоставлять эту услугу?
- Они посмотрели технологическую схему, которую мы им предоставили, а также нормативную базу, в том числе и рекомендации Международного союза электросвязи. И было принято решение провести пилотный проект. В Тримобе организован коммутационный поток на одну из АТС в Днепре. Номерной диапазон перемаршрутизируется с АТС Укртелекома на коммутатор Тримоба. Номера абонентов презентуются в национальном формате Укртелекома. Ни о какой подмене номеров (фиксированных на мобильные) речи не идет.
- Где будет пилот?
- В трех населенных пунктах Днепропетровской области: Желтые Воды, Синельниково, Марганец. В Марганце вообще вырезали практически всю проводную местную и распределительную сеть.
Юрий Курмаз
- Если тест пройдет успешно, то что дальше?
- Я думаю, расширим применение. По итогам теста должны быть инициированы изменения в ряде регуляторных документов, в том числе и в порядке маршрутизации трафика в телеком сети, плане нумерации и положении о регулировании номерного ресурса.
- То есть в подзаконный акт, ничего серьезного?
- Требуются изменения в ряде документов, часть из них уже прошла общественные слушания, в некоторых изменения еще не инициировались.
- Глава НКРСИ Александр Животовский на это нормально смотрит?
- Да, нормально. Он поддержал, и вообще комиссия поддержала.
- Телефоны соответствующие уже закупили? Сколько штук?
- На пилот будем использовать около 3000, а затем около 30000 направим в самые “горячие точки”.
- Сколько будет стоить аппарат?
- Порядка 450 грн. Китайского производителя. Естественно, сертифицированный в Украине. Но мы будем предлагать аренду за 1 грн в месяц.
- На рынке можно купить будет такой?
- Я не уверен.
- Там будет стоять сим-карта Тримоб?
- Да.
- Как это решит вопрос с кражей кабеля?
- Не с кражами, а с их последствиями. Распределительную сеть не нужно будет восстанавливать. Если появится стандартная нормативка и мобильные операторы откликнутся на наше предложение, то, я думаю, мы сможем не меньше 50 000 пораженных фиксированных линий заменить беспроводными. Это текущая цель. А в перспективе может и все заменим, где происходят систематические вырезы.
- С другими мобильщиками будете партнериться?
- Будем это приветствовать. Это расширит охват.
- Как ограничивать перемещение таких аппаратов? Если у меня есть компания в Киеве, но я хочу чтобы мой одесский филиал тоже работал на киевских номерах, то я смогу это сделать?
- Дополнительное соглашение, которое мы подписываем с абонентом, прямо указывает на использование аппарата в определенном регионе и месте. Тримoб выделяет коммуникационный поток именно в конкретном регионе, для пилота – в Днепропетровской области. Так что не получится перемещаться. Вообще я слабо себе представляю ситуацию, когда будет подобное злоупотребление. Мы в основном будем предоставлять сервис тем, кто испытывает неудобства из-за вырезов телефонных кабелей. А сегодняшние тарифные пакеты фиксированной телефонии содержат до 1000 минут междугородных разговоров, так что абсолютно не важно, в какой город вы звоните. Ну а те, кто хочет использовать мобильный номер, уже его используют в мобильнике.
- Может ли переход на беспроводное соединение и отказ от провода стать масштабным проектом?
- Я не думаю. Границы рынка - количество пользователей фиксированной телефонии.
- Но их же довольно-таки много?
- На сегодняшний день у нас около 4,5 млн. Но мы все-таки решаем в первую очередь локальную проблему повторяющихся вырезов.
- Насколько сейчас загружена сеть Тримоб? Сколько там абонентов и сколько из них Lyca Mobile?
- Сейчас у Тримоб около 300 тысяч абонентов. Активность наших партнеров мы не комментируем.