plebis, про лікарів я писав, які працюють наприклад в приватній лікарні, чи часто хтось залишає 10% до суми оплати на чай лікарю. наприклад послуга 3000 грн коштувала, а ви взяли і дали 3000 в касу і 300 на чай, впевнений що абсолютно ніхто такого не робив.
Щодо державних то там на чай нема з чого вираховувати. Хіба що 'винагорода' підходить слово.
В развитых странах врачам (квалифицированным специалистам так точно) СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО принимать ЛЮБЫЕ виды tips/gratuity, потому что они получают за свою работу достойные деньги в виде заработной платы и соцпакета в клинике/госпитале. Им, в общем-то, никто и не даст, зная этот факт, а если и дадут, значит врач где-то сделал что-то не очень чистое с законной точки зрения, и надо бы его проверить. Так что им там шкура и статус дороже.
В нашей стране в частных клиниках, кстати, чаще всего тот же подход. Ваша услуга оплачивается в кассу на выходе, ни один врач в здравом уме не возьмёт мимо кассы благодарность, иначе если это где-то всплывёт, будет отвагинен и выброшен с работы. Если уже ты работаешь на клинику, то будь добр играть по правилам, с тобой расчёт только после кассы. Естественно, что в местах, где кассы нет (госбольницы), уже начинается расцвет и поборы, порой еще и с заносом процента на верхний этаж, и такие случаи мне известны. Менталитет и пофигизм, мать его ети.
А вообще, чтобы понять разницу между "дать чаевые врачу" и "дать чаевые официанту", и почему одним нет, а другим да, надо чётко определить, за что дают чаевые. Их дают за положительную эмоцию, которую дарит персонал в процессе обслуживания. Врач не должен выражать в процессе вашего лечения никаких эмоций. Он функция, инструмент, его задача беспристрастно принимать решения. За каким хреном ему здесь чаевые платить, где здесь подаренная им эмоция? "Поздравляю, я вылечил вас от триппера! Оставьте полтишок чая, раз уж день у вас удался?" Нет, так это не работает. Давайте ещё пожарному сотку в нагрудный карман огнеупорного костюма засунем, что он кошку прихватил вместе с бабулей, рискуя своей жизнью.
Поэтому запоминаем: если в задачу персонала входит дарить тебе позитивное настроение и эмоцию, тебе их подарили, тебе понравилось - даём чаевые. Во всех остальных случаях - нет.