З 25 січня на дорогах Києва з'явилися поліцейські автомобілі для прихованого патрулювання. Ці "фантоми" їздять вулицями та "нишком" контролюють дотримання водіями швидкісного режиму. Чи законно це?
kurs.com.ua
С 25 января на дорогах Киева появились полицейские автомобили для скрытого патрулирования. Эти "фантомы" ездят по улицам и "исподтишка" контролируют соблюдение водителями скоростного режима. Законно ли, сообщает РБК-Украина.
В материале читайте, как работают полицейские автомобили-"фантомы", насколько их деятельность соответствует нормам законов и можно ли обжаловать выписанный ими штраф в суде.
Как работают полицейские автомобили-"фантомы"
На сегодняшний день Патрульная полиция использует автомобили-"фантомы" только в Киеве - это четыре кроссовера Skoda Kodiaq без полицейской окраски и каких-либо опознавательных знаков. Но если приглядеться, в бамперах спереди и сзади, в решетке радиатора, а также под лобовым стеклом можно заметить миниатюрные проблесковые маячкам. "Фантомы" патрулируют Киев с 25 января. В дальнейшем полиция не намерена раскрывать марки и модели таких машин.
Как мы рассказывали ранее, оборудование, уставленное на этих машинах скрытого патрулирования, позволяет фиксировать одновременно до 50 целей, двигающихся как в попутном, так и во встречном направлении. При этом "фантом" необязательно должен ехать, он также может фиксировать нарушения, стоя на месте.
https://kurs.com.ua/applications/core/interface/imageproxy/imageproxy.php?img=//Смітник з пейволом/static/ckef2/img/29-01-22-fantom.jpg&key=b8b895b94f9f5613c13e559d24651bb0446b7843d9db3cdb40ab3b3217144768
Какие штрафы могут выписать автомобили-"фантомы"
В автоматическом режиме фантомы могут фиксировать только превышение скорости. Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, при превышении максимально разрешенной скорости на 20-50 км/ч штраф составляет 340 грн, если разрешенный лимит превышен на 50 км/ч и более, штраф составляет 1700 грн.
В первые 10 дней после вынесения административного постановления можно оплатить штраф с 50-процентной "скидкой" (170 и 850 грн соответственно).
Также экипажи "фантомов" могут останавливать автомобили, фиксируя более серьезные правонарушения с двух камер, так что суммы штрафов могут быть более значительными. Среди таких нарушений - проезд на красный сигнал светофора или разворот через "сплошную".
https://kurs.com.ua/applications/core/interface/imageproxy/imageproxy.php?img=//Смітник з пейволом/static/ckef2/img/d5385bee5b1e6e4b283276648db354b3.png&key=b5f347ad304a485c61e9bf7eae8890bd137b8fa50ffb3908b97be8bd000aa0d9
Пример админпостановления, вынесенного на основании фиксации превышения скорости полицейским автомобилем-фантомом
Насколько законны штрафы от "фантомов"
Как отмечают в Патрульной полиции, все спецавтомобили для скрытого патрулирования сертифицированы и могут законно фиксировать нарушения ПДД. Однако после вынесения первых админпостановлений на основании видео с "фантомов" некоторые автомобилисты начали сомневаться в законности их работы.
"В законодательстве Украины существует правовая коллизия. Согласно статье 40 закона Украины "Про Национальную полицию", информация про автоматическую фото- и видеотехнику должна располагаться на видном месте, чего в фантомах обеспечить нельзя, – отмечает Юрий Прохода, адвокат и соучредитель проекта "Киев автомобильный".
"А вот в постановлении Кабинета министров № 833, который регламентирует фиксацию нарушений ПДД в автоматическом режиме, "фантомы прописаны". Но постановление – это лишь подзаконный акт", – добавляет юрист.
Со своей стороны, в Патрульной полиции заявляют, что установленное на "фантомах" оборудование для фиксации нарушений ПДД, прошло все необходимые сертификационные и метрологические поверки, а правовая коллизия при использовании таких машин отсутствует.
https://kurs.com.ua/applications/core/interface/imageproxy/imageproxy.php?img=//Смітник з пейволом/static/ckef2/img/272282012_10224846820990374_9172755747767667159_n_1.jpg&key=57b9a1c62c9c5ebd3f0b977084f44168884b0a5e9c083538369986b2257d4e59
"Законом "О Национальной полиции" предусмотрены различные методы контроля скорости, – акцентирует первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий. – Патрулирование фантомами ведется только на участках, которые обозначены дорожными знаками 5.76, сигнализирующими о фиксации нарушений в автоматическом режиме".
Такие знаки обычно устанавливаются вместе с сопроводительными табличками с указанием расстояния, на котором может выполняться контроль скоростного режима.
Иными словами, полицейские автомобили-"фантомы" должны вести патрулирование только на таких участках и в зоне действия знаков.
Как обжаловать штраф за превышение скорости от автомобиля-"фантома"
А вот если водителю "прилетит" админпостановление о фиксации "фантомами" нарушения скорости в месте вне зоны действия знака 5.76, то появляется основание для обжалования штрафа.
Процедура обжалования штрафа от "фантомов" ничем не отличается от любого другого административного постановления. Сделать это можно в течение десяти дней со дня вступления постановления в силу, то есть со дня уведомления нарушителя почтой, или по телефону, месенджеру и пр.
Впрочем, даже те водители, кто захочет обратиться в суд, в итоге могут отказаться от этой идеи.
"Из-за острой нехватки судей процедура рассмотрения административного дела о нарушении ПДД может сильно затянуться, - отмечает Юрий Прохода. - Судебного заседания можно ждать 2-3 месяца".
Что будет дальше с автомобилями-"фантомами"
Полицейские автомобили-"фантомы" призваны приструнить любителей быстрой езды и улучшить безопасность на дорогах. О том, что украинские автомобилисты нарушают много, говорят первые цифры о штрафах. За первые десять дней работы четыре "фантома" вынесли больше 12 тысяч административных постановлений.
В полиции уверены, что для комплексного эффекта от "фантомов" нужно существенно увеличить их количество на дорогах.
"В 2022 году количество автомобилей под прикрытием должен увеличиться до 30 единиц. Марки и модели новых фантомов мы держим в секрете. Уже в этом году фантомы появятся и в других городах Украины, – рассказывает Алексей Билошицкий.
"При этом перед отправкой машин из Киева в конкретный город мы будем информировать общественность дополнительно", – добавляет Билошицкий.
Курс на "фантомизацию" уже взят, поэтому с этим явлением мы будем сталкиваться все чаще. Но о главных результатах работы – снижении количества ДТП и пострадавших в них – можно будет говорить только через несколько месяцев.