Эксклюзивное интервью главы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, Александра Животовского агентству "Интерфакс-Украина"
Автор: Дар Грищенко
- Расскажите о том, что было сделано за этот год, и как Вы оцениваете год работы рынка в целом?
- Полагаю, основной фокус у нас за этот год был сосредоточен на качестве связи. Были утверждены параметры качества, Украинский государственный центр радиочастот в этом году закупил специальные комплексы для измерения качества связи. И уже начались пробные объезды, будем измерять качество связи на дорогах. То есть раньше, когда мы говорили о покрытии, мы опирались на расчетные данные. Сейчас уже подходим к тому, чтобы измерять параметры качества интернета: скорость, задержки.
До 2019 года операторы работали в высоких частотах, и мы радовались тому, что вообще можно смотреть видео по мобильной сети. После рефарминга диапазона 900 МГц в 2020 году мы уже подошли к тому, чтобы требовать от операторов детального покрытия территорий. Первый критичный рубеж здесь – обязательство покрытия всех населенных пунктов свыше 2 тыс. жителей, или 90% населения Украины – истекает в середине следующего года. И мы видим уже сейчас, что операторы эти обязательства по лицензиям выполняют. Проверить это комплексно и с учетом утвержденных показателей качества и продемонстрировать результаты мы сможем уже вскоре.
Кроме того, в этом году мы запустили проект по досрочному покрытию четырех основных магистралей 4G связью. В лицензионных условиях на этот процесс операторам выделялось 36 месяцев – до начала 2023 года. И мы благодарны операторам, что они пошли нам навстречу. Начиная с весны уже построено 50 новых базовых станций по этим трассам и около 150 станций модернизовано. Там, где работала станция GSM900 – теперь LTE900, тот есть не только голосовая связь, а и доступ к интернету на достойной скорости.
К слову, хочу также поблагодарить глав облгосадминистраций, которые нам очень помогают в этом вопросе. Потому что есть два основных вопроса, которые нужно решить операторам, чтобы поставить базовую станцию - выделение земли и подключение к электроэнергии, и главы ОГА нам очень помогают в решении этих вопросов.
- Мобильные частоты: как изменилась ситуация после введения коэффициентов за фрагментированный спектр и повышения рентной платы за перспективные частоты? Как в дальнейшем планируете работать в этом направлении?
- Изначально коэффициенты вводили для того, чтобы стимулировать операторов провести рефарминг в двух диапазонах - 1800МГц и 900МГц. Потому что там была и существенная концентрация, и сильная фрагментация – спектр выглядел как лоскутное одеяло. Соответственно сегодня коэффициенты больше не нужны. Более того, у нас сейчас есть свободные частоты в диапазоне 2100МГц, и мы готовы их выставлять на тендер. Но операторы говорят: "Подождите, государство! Вы хотите выставлять на тендер частоты, но существующие коэффициенты заставят нас платить за них экстрамультипликатор – это нелогично!" И мы с ними согласны. Поэтому в дискуссиях по проекту закона 5600 мы всегда предлагали убрать коэффициенты рентной платы за спектр из Налогового кодекса. Жаль, на этот раз не удалось переубедить Министерство финансов и бюджетный комитет Рады.
- Остались ли компании-"наседки", продолжающие платить за фактически неиспользуемые частоты? Или вам удалось максимально почистить спектр?
- В диапазоне 3400-3600 МГц еще есть "Українські новітні технології", которые до сих пор не используют свой спектр и не платят за него. Сейчас по этим частотам идут суды. Мне сложно представить, чем руководствуются эти люди, потому что в 2019 году были утверждены новые ставки за частоты, и теперь этой компании нужно каждый месяц платить около 16 млн грн только ренты за частоты. И если раньше бизнес этих так называемых "наседок" строился на том, что рента составляла 45 грн за 1 МГц, а частоты можно было позже выгодно продать, то с принятием изменений в Налоговый кодекс (3 тыс. грн за 1 МГц), число таких компаний сильно уменьшилось. По "Українським новітнім технологіям" мы сейчас судимся, там все сроки уже прошли. К тому же это перспективные частоты, которые будут использоваться для стандарта 5G.
В 700МГц диапазоне по-прежнему продолжается диалог между Министерством цифровой трансформации и Национальным советом по вопросам телерадиовещания по поводу так называемого цифрового дивиденда. Телевидение должно перейти в цифровые частоты на диапазон ниже (600МГц). Есть действующий план правительства, по которому тендеры на частоты цифрового дивиденда предполагаются уже в следующем году. Посмотрим, как это будет развиваться.
- Мы неоднократно слышали о том, что военные не очень торопятся высвобождать свои частоты. И там назывались какие-то заоблачные сроки - 2038-2040 годы…
- Да, речь идет о диапазоне 700 МГц. В нем, кроме телевизионщиков, есть еще спецпользователи (военные). Там действительно сложно и Генштаб ВСУ информировал что освобождение частот может произойти не раньше 2035 года, поскольку необходимо переоснащение всего оборудования, которое использует данный диапазон.
С другой стороны, даже при условии совместного использование диапазона с военными, будет достаточное количество частотных блоков, в которых смогут работать мобильные сети. Поэтому первично вопрос больше в цифровом телевидении. Ведь компании, использующие этот диапазон для телевещания, также настаивают на компенсации за конверсию.
- Если говорить о развитии новых технологий, о 5G, об усилении 4G-спектра для операторов, это должны быть какие-то номинальные конкурсы, но с большими обязательствами со стороны операторов по покрытию и запуску? Или все тендеры нужно "продать подороже"?
- Тут нет правильного ответа, поэтому нужно искать какой-то компромисс. С одной стороны, государство должно обеспечивать монетизацию ограниченного ресурса, а с другой, конечно же, есть требования по покрытию. Что такое 5G с точки зрения операторов? Если все это упростить, мы увидим три основных юзер-кейса. Первый юзер-кейс – это так называемый "более качественный мобильный интернет". Сейчас трафик в сетях растет в геометрической прогрессии. И для того, чтобы поддерживать должный уровень качества, операторам нужно применять новые технологии. 5G здесь позволяет более эффективно управлять этими потоками трафика.
Второй юзер-кейс – это так называемый FWA (fixed-wireless access), когда наши с вами телевизоры в квартирах будут работать не по кабелю, а через базовую станцию. И третий юзер-кейс – это индустриальные работы, когда важна как большая скорость, так и маленькая задержка для того, чтобы управлять различными машинами и автоматами. Это, наверное, самый сложный и долгоиграющий кейс, потому что любое индустриальное приложение требует более длинного цикла по инвестициям. Если речь идет о промышленном предприятии, нужно модифицировать всю программу капитальных инвестиций и производства. И на это нужно существенно больше времени. Поэтому операторы достаточно прохладно относятся к перспективам скорого внедрения 5G, поскольку монетизация услуг пока не очень очевидна. ARPU (средний доход с одного абонента) отрасли в целом растет, но он не сопоставим с ростом объема трафика.
Поэтому, думаю, государство должно создавать все предпосылки для внедрения новых технологий: подготовить спектр и вести диалог с рынком. В частности, регулятору нужно помнить, что мы работаем не только для отрасли и государства, но и для потребителей, и здесь важно, чтобы абоненты смогли ощутить качественную разницу от внедрения новых технологий. Поскольку 5G все-таки предполагает более простое достижение высоких скоростей, речь должна идти, в том числе, и о каких-то требованиях к повышению качества, как минимум, в скоростях интернета.
- Концентрации на рынке - слияние двух крупных интернет-провайдеров, покупка мобильным оператором фиксированного. К чему, по вашей оценке, это приведет рынок украинских телекоммуникаций? И как это повлияет на конечных пользователей?
- Это идея совсем не новая. Если смотреть на структуру отрасли, на основные доходы и количество абонентов, вес имеет исключительно интернет, потому что сама по себе голосовая связь исторически сокращается и уходит с рынка. И когда мы говорим о мобильной связи, чаще всего уже имеем в виду именно мобильный интернет-доступ. Соответственно, основной интернет-рынок сейчас находится в руках "мобильщиков". Мобильных абонентов в стране около 54 млн, и денег больше, поскольку мобильный сегмент гораздо больше, чем сегмент фиксированной связи. Соответственно, и объемы капиталовложений, которые совершают мобильные операторы, на порядок превышают возможности достаточно фрагментированного сектора фиксированных интернет-провайдеров. Поэтому концентрация будет происходить и в дальнейшем.
Даже если посмотреть на примеры в мире, вы не увидите лидирующего телеком-бизнеса без мобильной части, или ориентированного только на фиксированную часть. Это "мобильная + интернет" либо просто мобильная связь. Поэтому концентрация рынка вокруг мобильных операторов будет происходить и дальше.
Но мы также положительно оцениваем слияние "Датагруп" и "Воли". Когда происходит слияние операторов на фиксированном рынке, чаще всего объединяются активы, которые друг друга дополняют. Если "Датагруп" сильна в корпоративном сегменте, то "Волю" мы больше знаем, как провайдера кабельного телевидения.
Почему это положительный сигнал для рынка? Потому что при существующей в Украине структуре рынка кабельных провайдеров, когда очень много маленьких интернет-провайдеров работают с одними и теми же абонентами, начинает набирать обороты демпинг. А когда такое происходит, это говорит о том, что на рынке нет конкуренции за качество. Кто угодно может выйти на рынок и "обрушить" его акционными предложениями "за 1 гривню" и т.п.
При существующей ситуации любая концентрация, проходящая в разумных рамках, положительно повлияет на рынок в целом. Потому что в таком случае речь идет об инвестициях. Ведь чем рынок структурированнее, прозрачнее и понятнее, тем быстрее эти инвестиции придут.
- Если говорить о самом рынке, меняется ли он в сторону сокращения общего количества операторов и провайдеров?
- Сложно судить. Мне кажется, что особого изменения пока не происходит по количеству операторов. Комиссия с 2012 года ведет Реестр операторов и провайдеров, там насчитывалось около 7 тысяч субъектов. Проблема была в том, что инструмента для исключения из реестра, по сути, не было никакого. В рамках дерегуляции бизнес-процессов и частично для того, чтобы исключить недействующих провайдеров, с начала 2020 года мы запустили новый реестр и простую процедуру регистрации в заявительном порядке. В настоящее время в нем 4700 провайдеров и операторов, и это уже больше похоже на правду, потому что сейчас они присылают нам отчетность, значит, работают. Не все, правда, это делают, но пропорции того, сколько мы получаем отчетности и сколько у нас в реестре, уже выглядят более правдоподобно.
- Каковы перспективы интеграции с рынком ЕС?
- Когда говорят о едином цифровом рынке, это же больше про сам бизнес в интернете. Это не только про связь. Здесь речь идет о законодательных изменениях для того, чтобы наш рынок работал так же, как и рынки Европы (если все упростить). Поэтому речь идет о принятом законе "Об электронных коммуникациях", а сейчас горячо обсуждается закон об отраслевом регуляторе.
В этих дискуссиях всегда есть масса разных мнений. Есть европейские консультанты, которые говорят: "Вот смотрите, как нужно читать европейские директивы!" Тут сложно спорить, потому что, если мы хотим интегрироваться в ЕС, нужно максимально соответствовать их нормам. Но также есть отрасль и корпоративные интересы операторов, есть преломление на общую структуру рынка в Украине, а также на распределение функций и обязанностей между государственными органами в сфере связи.
С одной стороны, есть директивы Европейского союза (и это не требования, это – рекомендации), с другой – существует очень широкий ряд законов Украины, которые регламентируют, как должен работать тот или иной орган, как должны регулироваться те или иные процессы. Вот в этих плоскостях и происходят горячие дискуссии.
- Новый регулятор - ваше видение вопроса? С чем в новом законопроекте согласны, с чем - нет?
- Сейчас новый закон об электронных коммуникациях объединил функционал старого закона о телекоммуникациях и функционал закона о радиочастотном ресурсе. Но по какой-то причине вопросы о регулировании рынка и о регуляторе вынесены в отдельный законопроект.
Нас больше всего беспокоит, что новый закон об электронных коммуникациях вступает в силу с 1 января 2022 года, а закона о регуляторе все еще нет. Поэтому, когда мы обсуждаем с операторами спектры, условия конкуренции, когда будет 5G, то, безусловно, отсутствует четкое понимание, кто и как будет регулировать отрасль с 2022 года.
Закон о регуляторе долго обсуждался на различных площадках. Сейчас финальная версия уже готова ко второму чтению и согласована профильным комитетом Верховной Рады. Важные правки, на которых мы настаивали, были учтены, за что спасибо авторам законопроекта и нашим европейским коллегам. Важно понимать: чтобы соответствовать европейскому рынку, нам нужно обеспечить принятие такого закона, по которому европейцы скажут: "Да! Окей! Подходит". Это – первое. Второе, он должен работать в связке с другими законами, чтобы не было никаких противоречий. Третье и, наверное, самое главное - он не должен разрушить рынок. Поэтому надеемся, что законопроект о регуляторе будет проголосован в Раде уже на этой неделе.
- В достаточной ли мере учтена необходимость регулятора иметь инструменты контроля за выполнением своих решений?
- Для нас это не первичный вопрос, потому что в своей работе мы исходим из того, что мы должны быть понятными для наших операторов, и они должны понимать наши решения. Конечно, должны быть механизмы контроля и штрафных санкций, и они есть.
Приведу пример. Раньше ответственность за качество связи прописывалась в лицензиях на вид деятельности, например, на мобильную связь. Такая лицензия стоила 10 млн грн. Не много - не миллиарды, но тоже существенная сумма. На волне дерегуляции эти лицензии аннулировали. На все наши обращения нам говорили: "У нас дерегуляция. Мы всех дерегулируем". Это было еще лет пять назад. Я пытался тогда донести до коллег идею о том, что, если мы дерегулируем ответственность за качество, ничего хорошего не выйдет.
Для рынка есть всего два способа мотивации: либо лицензия, которую оператор оплачивает и которую боится потерять, либо штраф. Дерегуляция отменила лицензию, а штрафы при этом оставались в размере всего нескольких тысяч гривень. И как же оператор будет болеть за качество, если максимальный штраф (это если регулятор докажет) 10 тыс. грн? Нет никакой экономической мотивации качеством заниматься.
В новом законе процедуры контроля предусмотрены и прописаны, насколько мы понимаем.
- В каком объеме сейчас финансируется деятельность НКРСИ? Достаточно ли этого для полноценной работы регулятора?
- Я должен сказать спасибо за то, что бюджет на следующий год у нас немножко больше. Обычно он колебался в пределах 90 млн грн, которые уходили, в принципе, на зарплаты и коммунальные платежи. У нас нет своего помещения, мы его арендуем за 1 гривню. На следующий год бюджет у нас более чем в 1,5 раза увеличился. Нам добавили денег на контроль и измерение качества связи, на регуляторную платформу, которая прописана в новом законе по электронным коммуникациям для того, чтобы более понятным был интерфейс работы регулятора с отраслью. Потому что когда нам до сих пор выделялись деньги только на зарплату и на коммунальные услуги, понятное дело, на обновление интерфейса веб-сайта не хватало, так что он и не выглядит на "5 баллов".
В идеале, как говорят европейцы, регулятор должен иметь свой бюджет и должен сам решать, чем ему заниматься. Если нам нужно лицензировать какой-то спектр, у нас должны быть средства для того, чтобы сделать научно-исследовательскую работу по оценке спектра у независимого консультанта тогда, когда посчитаем нужным. А сейчас нам приходится просить об этом правительство и Верховную Раду, а нам говорят, что денег нет. Также должны быть какие-то рыночные зарплаты, сравнимые с отраслью. Я очень горжусь тем, что у нас работают хорошие профессионалы. Другое дело, что хотелось бы, чтобы они получали рыночную зарплату.
Должна быть возможность реализовывать различные программы научно-исследовательского характера, например, для оценки стоимости спектра, для качественной разработки модели тарифообразования. Еще не стоит забывать создание, поддержку и развитие регуляторной платформы, о которой мы говорили – это тоже инвестиции в интерфейс между регулятором и операторами.
Обсуждались разные возможности финансирования регулятора, включая спецфонд, который привязан к размеру рентных платежей. Но в действующей редакции законопроекта о новом регуляторе такого нет. Там прописаны рыночные зарплаты и более качественно прописано формирование бюджета.
- В связке с MNP обычно идет наш любимый вопрос. В "Дие" нас уже посчитали. Когда нас зарегистрируют?
- В НКРСИ давно поддерживали, а также инициировали идентификацию абонентов. В законе об электронных коммуникациях нет ничего про обязательную регистрацию. Есть отдельные инициативы по обязательной идентификации абонентов, которые мы также поддерживаем.
У операторов вопрос заключается в том, какой срок государство даст на осуществление обязательной регистрации. В действительности никто не хочет - ни государство, ни операторы, - чтобы результатом регистрации абонентов стало то, что в один прекрасный день, чей-то номер отключат, потому что кто-то не придет в магазин и не идентифицируется. Другое дело, как достучаться до каждого и в первую очередь до людей, которые Интернетом не особо пользуются: до людей преклонного возраста, до пенсионеров. Как обеспечить им удобные условия регистрации?
- Какие планы у НКРСИ на следующий год?
- В следующем году мы собираемся заниматься покрытием и качеством связи. Мы обсуждаем с операторами и Министерством цифровой трансформации углубление покрытия населения. У Минцифры есть желание двигаться дальше, расстраивать и расширять сети - как оптику, так и беспроводовые, чтобы Интернет в Украине был везде. Это амбициозные планы, и мы над этим будем работать вместе.
Особое внимание также планируем уделят качеству. Это на самом деле комплексная работа на длительный эффект. Необходимо сначала удостовериться что операторы предоставляют услуги в рамках ныне утвержденных параметров, причем качественно проверить - не путем расчета на бумаге, а на новом оборудовании. Дальше следует проработать проблемные участки. Ведь объективно есть места и населенные пункты, где живет несколько человек, и им тоже нужна связь, а у операторов бизнес кейс построения там вышек выглядит глубоко убыточным. В таком случае есть идея - и она уже в работе - строить пассивную инфраструктуру (вышки для базовых станций связи) за счет государственной программы. На следующем этапе думаем уже о разумном повышении стандартов качества связи, исходя из анализа полученных результатов мониторинга. Операторы нас в большинстве поддерживают и готовы к совместной работе над улучшением качества.