В самопровозглашенных республиках прекратились выплаты украинских пенсий – их теперь невозможно обналичить. Остановился поток денег примерно в 60 миллионов евро в месяц. Именно столько, по приблизительным подсчетам, начислял Пенсионный фонд Украины пенсионерам на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Вокруг этого потока существовало и кормилось довольно много "предпринимателей", помогавших в этой серой нелегальной зоне снимать с гривневых украинских карточек сразу российские рубли примерно за 6 процентов своих комиссионных.
– Есть приложение "Ощад-24", и только им могут воспользоваться пенсионеры – например, перевести свои деньги на мой счет в украинском банке, – поясняет Радио Свобода Сергей, системно занимавшийся бизнесом по снятию денег как с украинских, так и российских карточек в "ДНР". – Ни банкоматов, ни цивилизованных банков в "республике" нет, поэтому пенсионеры, которые хотят получить здесь наличные рубли, переводят таким, как я, свои гривны, а я им отдаю тут, на месте, рубли. До этой вспышки войны курс был 2,5: за 1000 гривен получалось 2500 рублей, нормальный курс на украинской территории был 2700 рублей за 1000 гривен, в "ДНР" было вот так, с дисконтом в мою пользу, разница – мой заработок. Что произошло сейчас? – продолжает Сергей. – До закрытия границ и всех мобилизаций я мог отправить кого-то в Украину, чтобы он снял с моей карты гривну и поменял ее на рубли. Этого варианта больше нет! Второй вариант заключался в международном переводе из Украины – неважно, в какой российский банк. Потом можно было съездить к ближайшему российскому банкомату на пограничный пункт Успенка или Ростов-на-Дону, снять рубли и привезти сюда. Всё. И этого варианта больше нет: межгосударственные переводы в Россию заблокированы! Оставался третий вариант – взять свою украинскую карту того же Приватбанка и снять деньги с терминала в Ростове. Теперь и так сделать невозможно: с тех пор как Украина ввела у себя военное положение, эти операции в России тоже никак нельзя провести! Я надеялся на запасной технологичный вариант – открыл карточку украинского Монобанка, зарегистрировался на бирже и покупал криптовалюту, а потом переводил ее в рубли и выводил их на свой счет в Сбербанке, но эта схема просуществовала только пару дней. Украинская карта у меня была привязана к номеру "Водафона", нужно было получать СМС-подтверждение. Через два дня войны тут в "ДНР" у всех отключили украинскую связь. Всё. И криптовалютный бобик сдох!
Все те, кто занимался обналичиванием пенсий, раздали свою рублевую наличность и тихо сидят с гривнами на недоступных им теперь украинских счетах. Всё остановилось. Скоро войне исполнится месяц, у пенсионеров закончатся деньги: народ будет опять молча затягивать пояса.
Мало того, "обналичка" карт Сбербанка тоже затруднена для тех, у кого кто-то из членов семьи мужского пола находится на заработках в России. Раньше процессом выдачи денег в Донецке и снятием их в Ростове с карт занимались в основном мужчины-перевозчики. Им теперь не то что пересечение границы, им из дому выход закрыт. Все немногие оставшиеся перевозчики теперь женщины. Рынок резко сузился, цены прыгнули вверх – раньше за обналичивание с карты приходилось платить от двух до трех процентов, сейчас бывает и 8, и 10 процентов! – говорит Сергей.