Олег Анисимов, главный редактор журнала «Финанс.»
10.10.2009 17:57
Совладельцы «Вымпелкома» избрали муторную и дорогостоящую модель реорганизации – лишь бы покинуть российское акционерное право
Норвежский Telenor и российская «Альфа-групп» договорились слить свои телекоммуникационные активы. Казалось бы, оптимально сделать это на базе «Вымпелкома», имеющего 13-летнюю историю на Нью-Йоркской фондовой бирже. Консолидировать непубличные компании можно дешево и технично.
Одна загвоздка: «Вымпелком» – акционерное общество, зарегистрированное в России, а значит, действуют специфические риски вроде неожиданной блокировки деятельности компании владельцем одной акции. Или возможны проблемы у «Киевстара» – украинские чиновники могут отнестись с подозрением, если он станет подконтролен компании из Москвы. Наличие проблем у российских бизнесменов в соседней стране, кстати, подтвердил в сентябре министр экономики Украины Богдан Данилишин, пообещав исправить ситуацию к началу 2010 года.
С сожалением надо констатировать, что для инвесторов Бермудские острова – гораздо более приятная юрисдикция. Именно там зарегистрируют фирму Vimpelcom Ltd, которая станет владеть активами «Альфы» и Telenor в разных странах. После реорганизации российское ОАО «Вымпелком» будет на 100% принадлежать этой структуре и примерно через год можно ожидать делистинга АДР «Вымпелкома» в Нью-Йорке. Первого российского эмитента заменит энный бермудский. Вряд ли основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин в восторге, ведь он так гордился IPO 1996 года. Впрочем, никаких эмоций, только прагматизм.
Безусловное достоинство Бермудских островов – английское право, позволяющее реализовать любые акционерные капризы. Telenor намучался с «Альфой» в рамках российского права и наверняка уход в другую юрисдикцию был его условием. Теперь наши суды не смогут наложить арест на пакеты совладельцев, как в 2008 году по иску фирмы Farimex (Британские Виргинские острова), обладавшей всего 0,002% акций «Вымпелкома».
Я не думаю, что «Альфа» захочет экономить на налогах с помощью бермудского холдинга – это будет выглядеть вызывающе, а в правительстве внимательно проследят за динамикой налоговых поступлений от «Вымпелкома». Совладельцы «Альфы» имеют другой, более важный бонус. Их телекоммуникационная собственность окажется под более надежной защитой. Михаил Фридман за время своей бизнес-деятельности нажил много врагов, которые могут активизироваться, если отношения «Альфы» с Кремлем станут более холодными. А там, глядишь, и позарятся на активы. Не отобрать, конечно – разумеется, купить; рыночная цена в России – понятие растяжимое. Новая же конфигурация для Михаила Фридмана выглядит более уютной: «Вымпелком» при желании можно «отжать», но только целиком, вместе с долей Telenor, то есть, по сути, правительства Норвегии. А это принципиально другой коленкор.