Re: Beeline и «Киевстар” объединяются
Свершилось. Что дальше?
Регуляторные страсти вокруг «слияния года», похоже, окончательно утихли. Будет ли достигнута пресловутая синергия и как новый супер-оператор повлияет на рынок — комментирует Роман Химич.
Telecomer: Как объединение отразится на самих компаниях?
Роман Химич: Решение Антимонопольного комитета, безусловно, положило конец периоду неопределенности относительно объединения, который продолжался последние полгода. Эта неопределенность раздражала и нервировала всех, в первую очередь — коллективы объединяемых компаний.
Сегодня, когда были озвучены подробности процесса, стало понятно, что был избран наиболее сложный и травматичный сценарий, а именно — слияние. Среди прочего, это будет сопровождаться масштабными увольнениями персонала. Игорь Литовченко публично подтвердил ожидаемые масштабы увольнений — около 1200 чел, что затронет порядка 15% нынешней численности, или каждого шестого сотрудника. Сложнее всего придётся руководителям среднего и высшего звена — понятно, что двух начальников одного департамента быть не должно. Кто-то должен быть или сокращён, или опуститься на ступеньку ниже.
Стоит отметить, что для группы «Вымпелком» это уже третий случай слияния крупных бизнесов фиксированной и мобильной связи за последние три года. Первым было поглощение «Голден Телекома» российским «Вымпелкомом». Потом было объединение УРС и «Голден Телеком» в Украине. На сегодняшний день ни первый, ни второй эпизод не могут быть оценены, как однозначно успешные.
В обоих случаях имел место продолжительный период нестабильности, что проявилось в падении качества услуг, оттоке абонентов и других негативных явлениях. Так что руководству новой бизнес-единицы необходимо проявить исключительный управленческий талант, чтобы избежать или хотя бы минимизировать негативные аспекты слияния.
Руководству новой бизнес-единицы необходимо проявить исключительный управленческий талант, чтобы минимизировать негативные аспекты слияния В конечном итоге, последствия слияния зависят от того, чья управленческая команда контролирует процесс. Например, в случае с УРС и «Голден Телеком» верх взяла команда Андрея Милиневского, несмотря на численное превосходство коллектива УРС.
Отдельный большой пласт вопросов это взаимоотношения нового объединенного оператора с управляющей компанией — Vimpelcom Ltd. — и с российским «Вымпелкомом». Номинально их влияние очень велико, а каким оно будет на практике — покажет только время.
Telecomer: Какие последствия несет слияние для абонентов?
Р. Х.: В краткосрочной перспективе, абоненты, судя по всему, получат множество выгод, особенно абоненты «Билайна». Для абонентов обеих операторов расширяется круг людей, которым можно звонить по низким внутрисетевым тарифам. Рынок мобильной связи Украины развивается по принципу создания отдельных «гетто» и замыкания трафика внутри них. Для абонента важно, чтобы внутри своей сети было как можно больше людей.
В долгосрочной перспективе угрозой является декларируемый руководством Vimpelcom Ltd. взгляд на украинский рынок, как на источник ресурсов — cash cow или «дойную корову», — для реализации своих амбициозных и достаточно спорных задач на глобальном рынке. В своё время приобретение российского «Голден Телекома» привело к чрезмерному повышению долговой нагрузки на российский же «Вымпелком». Одним из неприятных следствий этого стало сильное снижение некогда весьма высоких стандартов в отношениях с абонентами.
Дело в том, что для достижения поставленных задач менеджмент российского «Вымпелкома» пустился во все тяжкие. В результате буквально за несколько лет лояльность абонентов к бренду «Билайн» заметно упала. Посмотрите российскую блогосферу — она переполнена крайне негативными высказываниями абонентов «Билайна», которых гораздо больше, чем у МТС и «Мегафона».
Существует реальный риск того, что откровенно порочные практики взаимоотношений с абонентами ... будут экспортированы на украинскую почву Есть риск, что менеджмент «Киевстара», понукаемый акционерами, будет вынужден делать то же самое. Существует реальный риск того, что откровенно порочные практики взаимоотношений с абонентами, характерные для российского «Билайна» — «лохотроны», трюки с тарификацей, сокрытие значимой информации об условиях предоставления услуг, будут экспортированы на украинскую почву.
Telecomer: Как стоит воспринимать озвученную Игорем Литовченко готовность расстаться с избытком радиочастотного ресурса?
Р. Х.: Я думаю, это просто фигура речи. Понятно, что прошедшие полгода за кулисами шел ожесточенный торг. Одним из предметов торга, очевидно, было подтверждение Антимонопольным комитетом своего одобрения сделки. А вот на что оно было разменяно — мы пока не знаем. Согласно одной из популярных версий, «Киевстар» обязался уступить в каком-то виде часть своих частот «Астелиту». В скором будущем мы увидим развязку.
Telecomer: Повлияет ли слияние на конкурентную среду на телеком-рынке?
Р. Х.: Безусловно, сокращение числа игроков на и без того закрытом рынке — не лучшая новость. Однако, в целом конкурентная среда зависит, в первую очередь, от эффективности её регулирования государством. В последнее время складывается впечатление, что все отраслевые регуляторные нормы направлены на демонтаж традиционных антиконкурентных барьеров. С одной стороны, это идёт на пользу рынку в целом. С другой — их выгодополучателем становится третий игрок, «Астелит».
В такой ситуации, я не считаю возможным утверждать, что слияние само по себе нанесет конкурентной среде серьезный ущерб. Хотя бы потому, что существует множество способов нейтрализации номинального рыночного преимущества. Пока что государство демонстрирует способность учитывать интересы и меньших игроков. В любом случае, объединённой компании придётся действовать в намного более сложных условиях, нежели в своё время — «Киевстару».
Беседовал Кирилл Князев