Отдайте наши денежки
Размер средней по городу зарплаты удивил петербуржцев
Недавняя публикация данных Петростата за январь – декабрь 2009 года вызвала неожиданную реакцию наших читателей, буквально забросавших редакцию вопросами. Основных, собственно, два. Первый: «Раз средняя по Петербургу зарплата составила 25 тыс. рублей в месяц, то почему нам платят вдвое меньше?» И второй: «Где можно получить недостающее?» Если на второй вопрос мы вряд ли ответим, то первый – о причинах расхождения статистики с жизнью – без внимания не оставим.
По данным отчета Петростата «Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе – декабре 2009 года», средняя зарплата горожанина в ноябре прошлого года составила 25,1 тыс. рублей. Данные за декабрь к моменту публикации еще не были обработаны, поэтому сведения о зарплате (и премиях) за последний месяц в отчет не попали.
Именно поэтому не заслуживает внимания тезис о «влиянии годовых премий», которые могли сказаться на «всплеске» среднемесячных доходов. Да и сравнивая ноябрьскую среднестатистическую зарплату с октябрьской, мы не увидим большой разницы: в октябре 2009 года средняя «получка» в Северной Пальмире составляла 24,4 тыс. рублей.
В то же время большинство отраслей городской экономики не могут похвастать столь привлекательными окладами. В ноябре прошлого года в строительстве среднемесячная зарплата составила 22 тыс. рублей в месяц, в торговле и сервисе – 19,8 тыс. рублей, в гостиничном хозяйстве – 14 тыс. рублей. Разве что обрабатывающее производство обеспечило доход сотрудникам в размере 24,2 тыс. рублей.
Традиционно скромными выглядят среднемесячные зарплаты работников социальной сферы. Дошкольное и начальное образование – 14,3 тыс. рублей, среднее – 18,6 тыс., здравоохранение – 22 тыс. рублей. И только труженики высшей школы могут похвастать среднемесячным жалованьем в размере 26,3 тыс. рублей.
Кто же у нас в лидерах? А вот – государственное управление и операции с недвижимостью: по 31,1 тыс. рублей за ноябрь 2009 года. Чуть отстают энергетики, газовики и труженики водопровода и канализации – 29,5 тыс. рублей. Далее идут транспорт и связь, где средняя зарплата составляет 26,6 тыс. рублей в месяц.
Но не они занимают первые три строчки «зарплатного пьедестала». Исключая позицию «Воздушный транспорт», где величина среднемесячной зарплаты в 62 тыс. рублей не является чем-то сверхъестественным (летчики, понятное дело, должны получать соответственно своей работе), первые три места распределяются следующим образом.
На третьем месте – сотрудники петербургских офисов сырьевых компаний, получившие в ноябре 2009 года в среднем 33,6 тыс. рублей. На второй ступени «пьедестала» – как это ни странно, служители пробирок и синхрофазотронов. Среднемесячное жалованье работников отрасли «научные исследования и разработки» достигло 38,5 тыс. рублей. А на первом месте – уже по традиции, банкиры. Финансовый персонал зарабатывал в ноябре прошлого года в среднем по 42,4 тыс. рублей.
Что же, распределение больших доходов – вполне логичное: ученые, финансисты, газовики-нефтяники и высшее чиновничество. Но вот парадокс: больше всего возмущавшихся опубликованными данными – среди работников тех же самых отраслей «научные исследования и разработки» и «высшее профессиональное образование». Ученые и преподаватели, которым (по данным того же Петростата) «полагалось» по 38 и 26 тыс. рублей, «по факту» получали лишь 15 – 18 тысяч. А речь-то идет о профессорах со стажем, имеющих разные надбавки и необходимое количество лекционных часов, а также проводящих научные исследования.
Нестыковки прослеживаются и по другим статьям образовательной отрасли. Более 14 тыс. рублей в месяц в начальной школе или детском саду педагог или воспитатель может получить, работая... сразу в нескольких таких учреждениях.
Почему же среднестатистические зарплаты оказались явно выше тех, что получают большинство работников указанных в статотчете отраслей? Одна из главных причин – большой разрыв в окладах между «рядовыми работниками», «простыми исполнителями» и руководством. Начальство может получать, к примеру, 50 – 70 тыс. рублей в месяц, а работник по основному профилю – 15 – 20 тыс. И это в нашей экономике считается «нормой». Кстати, в бюджетной сфере доходы руководителей подразделений порой превышают и 100 тыс. рублей, в то время как их подчиненные зарабатывают вчетверо меньше.
Дифференциация зарплат в России удивляет даже видавших виды международных экспертов. Так, по оценке Международной организации труда, соотношение максимальной заработной платы руководителей к оплате труда всех остальных работников в России составляет 26:1 (в то время как в Китае – 3:1, в США – 6:1, даже в странах Латинской Америки – 12:1). По мнению экспертов, в Петербурге разрыв между оплатой труда топ-менеджеров и «клерков» не столь велик, как в среднем по РФ, однако многие сходятся в своих оценках на соотношении 21:1.
Много это или мало? По оценкам ученых, при соотношении 8:1 наступает социальный кризис. То есть «пациент скорее мертв, чем жив». Социальное напряжение существует даже в «богатом» Петербурге. У нас выросло целое поколение молодых горожан, которым, несмотря на всю свою квалификацию и уровень образования, не удается получать зарплату «выше среднего». Ведь стоящие чуть выше по социальной лестнице свято хранят свои «теплые места» для родственников и хороших знакомых. Держатся за место и активные пенсионеры, понимающие, что на одну пенсию долго не проживешь.
Отсутствие в России «кадрового лифта», дающего возможность карьерного роста как результата профессиональных достижений, и есть тот самый социальный кризис, о котором говорят ученые. Должность «при деньгах» (на порядок больших, чем у подчиненных) у нас – привилегия, а не заслуга. В современной России каждый начальник в своем подразделении – царь и бог (точнее, наместник более высокого руководства). Чем больше отрыв его зарплаты от жалованья подчиненных, тем выше «степень» приближенности менеджера к экономической верхушке.
Так что же характеризует такой показатель, как «среднестатистическая зарплата»? Да собственно ничего. Рассчитывается он «котловым» способом: фонд заработной платы делится на количество работников. В итоге и выходит своеобразная «средняя температура по больнице». Неплохая, знаете ли, «температура» по Петербургу – 25 тыс. рублей в месяц. Всем бы, как говорится, такую.
Александр ВЕРТЯЧИХ