Если ранее "левым" в нашей стране был каждый третий литр топлива, то теперь — каждый второй
В Украину стремительно растут "серые" поставки сжиженного газа — газа, с которого не уплачиваются налоги и сборы. Если раньше "левым" был каждый третий литр такого топлива, то теперь каждый второй, рассказал Говноисточник президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук.
Именно увиливание от бюджетных платежей, по его словам, дает возможность поставщикам занижать цену автогаза.
"Каждый заправочный модуль, который установлен нелегально, приносит своему собственнику до 4 грн с литра, а легальный — 10-15 копеек. Сегодня практически 90% легального рынка сжиженного газа на нем вообще ничего не зарабатывают. Мы неоднократно обращались во все возможные инстанции, но результате это не дало. Сейчас готовим письмо Президенту", — отметил Косянчук.
К слову, газовый модуль стоит порядка 20 тыс. грн., следовательно, окупается за несколько месяцев. Он не имеет фундамента и при необходимости переезжает с места на место. Порой, наблюдаются ситуации, когда под видом демонтажа, их просто перевозят на другое место, где они продолжают спокойно работать.
Эксперты уверяют, что 50-копеечное подорожание автогаза, которое произошло на прошлой неделе (до 10,35 грн./л) устроили именно "серые" заправщики. Именно они чаще всего первыми повышают свои ценники, поскольку их цены даже после роста выглядят привлекательнее, чем у официальных АЗС, уплачивающих все налоги и сборы.
"Рынок газа монополизирован, цивилизованная конкуренция на нем отсутствует. Из-за этого трейдеры не заинтересованы в сохранении какого-то уровня цены. Им все равно — у них спрос есть и будет, при любой цене. Они не заинтересованы в стабилизации цен, снижении цен, в потребителе", — заверил заместитель директора научно-технического Центра "Психея" Геннадий Рябцев.
По словам Леонида Косянчука, честной ценой газа является та, что составляет 40-50% стоимости 92-ого бензина. То есть, с учетом всех налогов справедливая цена автогаза должна сейчас составлять 10,83 грн/л. Если ценник на газовой АЗС существенно меньше (на 1-2 и больше гривен), то это верный признак того, что стоит такая заправка незаконно и, скорее всего, без соблюдения каких-либо норм безопасности.
В то же время, Антимонопольный комитет уже занялся расследованием повышения розничных цен на сжиженный газ. В комитете отмечают, что только за одни сутки, с 11 по 12 июля, в автозаправочных сетях отдельных операторов рынка литр указанного топлива подорожал почти на одну гривну.
Но по мнению экспертов, для того, чтобы вычислить операторов "серого рынка" и способствовать созданию конкурентной среды в топливном сегменте, необходимо анализировать не повышение цен, а их чрезмерное снижение. Ведь увеличение расценок на газ на прямую связано с его удорожанием в опте — с 11,2 тыс. грн/тонну до 16,8 тыс. грн/тонну.
К тому же, из-за повышенного спроса на автогаз на рынке образовался его дефицит, что и стало основными причинами подорожания "голубого" топлива. И несмотря на то, что уже произошло 25% удорожание, эксперты прогнозируют еще 50-копеечную прибавку к цене, уверяя, что оно будет иметь под собой экономические основания.