«Киевстар» просто… ослепляет
«Киевстар» просто… ослепляет
Обнаружив одиннадцать якобы своих договоров с оператором связи, пенсионерка потеряла зрение
Пять лет компания «Киевстар» пыталась через суд обязать 69-летнюю Людмилу Константиновну Бородину выплатить долг по контракту в размере 7 тысяч гривен, который пенсионерка не подписывала. Но женщина оказалась не единственной, кто попал в подобную историю. Как желание оператора связи нарастить абонентскую базу обернулось массовым мошенничеством, выясняли «ВВ».
В сентябре 2006 года Людмиле Константиновне начали поступать странные письма. «Мы благодарим за то, что пользуетесь услугами нашей компании, но напоминаем, что у вас есть задолженность», — сообщалось в корреспонденции. После первого же послания ошеломленная жительница Кременчуга направилась к дилеру «Киевстара», работающему в городе. Но там бывшую учительницу ждала шокирующая новость. Оказывается, на ее имя заключен не один, а целых девять договоров! Чтобы разобраться в ситуации, Людмила Константиновна, 1944 года рождения, была вынуждена поехать в центральный офис компании.
«Моя теща уже пожилой человек. Тяжело описать ее состояние, когда в Киеве сказали, что на данный момент договоров уже даже не девять, а одиннадцать, — рассказывает корреспонденту «ВВ» зять героини Александр. — Мы взяли распечатку разговоров по этим номерам. И все они, как оказалось, успешно обслуживались».
Через месяц в Кременчуг пришло письмо, в котором сообщалось, что по заявлению Бородиной будет проведено служебное расследование, о результатах которого ей сообщат. Однако через год вместо результатов проверки Людмила Константиновна получила… повестку в столичный суд.
«Компания «Киевстар» подала иск о взыскании с меня задолженности по некоторым из договоров — это около 7 тысяч гривен. Это было уже второе заседание, на первое я даже не получила повестку, — вспоминает Людмила Константиновна. — Только оперативная помощь недешевого адвоката позволила приостановить это взыскание. По его же совету я обратилась в милицию с заявлением о заключении на мое имя неизвестными лицами договоров с «Киевстаром». Там мне сообщили, что аналогичное уголовное дело уже расследуется и что я не один такой «абонент» данного оператора. Тогда же меня признали потерпевшей».
Объяснить, зачем крупнейший оператор, рискуя репутаций, подал в суд на пенсионерку, можно только общей политикой компании. «Киевстар» работает по дилерским договорам. То есть в регионах документы от компании подписывают отдельные дилеры, за что и получают деньги. Так называемые акционные подключения дают им львиную долю дохода. Посредникам не важно, кто подпишет договор, главное — количество новых абонентов», — говорит на условиях анонимности один из консалтеров телекоммуникационного рынка.
По словам эксперта, именно такая политика оператора провоцирует нарушения. «В МТС, например, такого произойти не могло, так как в компании есть внутреннее распоряжение: с одним абонентом может быть заключен только один контракт, пусть и на несколько номеров. Это облегчает контроль», — говорит эксперт.
В ходе рассматриваемого дела Людмилы Бородиной «Киевстар» пытался перенести свою ответственность на дилера. Его даже хотели привлечь в качестве третьей стороны, но суд отказал в ходатайстве.
Пострадавшая Людмила Константиновна потратила на судебные тяжбы почти пять лет. За это время, по словам женщины, она слышала от представителей «Киевстара» и предложения «мирно разойтись», и безосновательные обвинения, и откровенные насмешки с угрозами.
«Когда я подала встречный иск, компания, зарабатывающая миллионы, предложила сделать почерковедческую экспертизу за мой счет. Ее стоимость составляла около 5 тыс. грн, а моя пенсия была 900 грн», — делится Людмила Константиновна.
Сегодня закон обязывает расходы по таким исследованиям возлагать исключительно на поставщика услуги или товара. А вот тогда доказать, что подписи под договорами поставлены не ее рукой, пенсионерка смогла только в рамках заведенного уголовного дела. И расходы на проведение экспертизы, согласно действовавшим на тот момент нормам, оплатило государство.
Результаты подтвердили правоту Бородиной. Но представители «Киевстара» поставили под сомнение выводы Института судебных экспертиз Украины и неожиданно запросили повторное исследование, уже за счет компании.
«Оно также подтвердило, что я не подписывала договоров с оператором «Киевстар», — говорит Людмила Константиновна. — Благодаря компании за эти годы я сама стала напоминать богиню правосудия Фемиду. Я резко потеряла зрение, а из-за проблем со слухом на последние заседания уже приходила со слуховым аппаратом».
Однако, несмотря на очевидные последствия стресса, украинский суд отказал пожилой женщине во взыскании с мобильного оператора морального ущерба.
Татьяна Меляева, "Вечерние Вести"
http://gazetavv.com/news/economy/80208--ievstar-prosto-osleplyaet.html