Хочу поделиться, думаю интересно будет всем, и это не оффтоп, ведь это тоже ногомяч, только...на мотоциклах
Если говорить просто, мотобол — это футбол на мотоциклах. Однако он обладает исключительными чертами, которых не найти ни в одном другом техническом виде спорта. А самое интересное, что это еще одна область, где нашим соотечественникам удается держать пальму первенства в течение многих лет. Наш мотобол эксперты называют не иначе как звездным.
В начале прошлого века, когда технический прогресс шел семимильными шагами и человеческую силу заменяли или дополняли машины, возникало множество технических открытий и сенсаций. Новые механизмы, особенно на первых порах, бесконечно увлекали, проникая во все сферы жизни. И вот, когда французские мужчины были не в силах оторваться от новоявленного чуда техники — мотоцикла — даже на футбольном поле, появился мотобол. Новый вид спорта настолько понравился, что мотобольные команды стали появляться как грибы после дождя сначала во Франции, затем в Англии, Германии, Бельгии, Италии. А уже в 1933 году состоялась первая международная игра.
Вратарь должен уцелеть
Первые энтузиасты пробовали играть в мотобол по правилам футбола, но оказалось, что 22-м спортсменам на «железных конях» слишком тесно на одной площадке. Методом проб и ошибок была выведена оптимальная формула, и теперь каждая команда состоит из 4 игроков и «безлошадного» вратаря. Правила игры довольно просты — состоит она из 3 или 4 таймов по 20 минут. Побеждает тот, кто больше голов забьет в ворота противника. Игра занимает в общей сложности час-полтора, но какая игра! Дым, клубами вырывающийся из-под колес, рев моторов, невообразимые зигзаги, впечатляющая экипировка игроков и, конечно, интрига борьбы, атаки, драматические эпизоды защиты. Кстати, четкой функциональности у игроков нет, каждый действует и как защитник, и как нападающий. Главная цель — выбить мяч из-под ноги соперника. Вести мяч, не отрывая его от земли, спортсмену помогают специальные дуги на мотоциклах и их пониженная посадка. По маневренности мотобольный мотоцикл можно считать почти совершенством. Здесь особенно важна управляемость, равновесие и рывок с места с уходом вдаль в секунды. От ударов мяча технику защищают наваренные пластины. Люди же защищаются с помощью хоккейных щитков, налокотников, массивной обуви на толстой подошве и мотоциклетного шлема. Вратарь же защищен только перчатками и шлемом. Поэтому, когда мяч влетает в ворота, не знаешь, чему радоваться — что забили гол или что вратарю удалось увернуться от мяча. К вратарю отношение особенное. Категорически запрещен въезд на вратарскую площадку. Как бы ни развивалась игра — вратарь должен уцелеть.
Умение падать приветствуется
Даже при упоминании такого необычного вида спорта, как мотобол, возникает вопрос о степени его травматичности. Во время игры буквально все устрашающе грохочет, мечется, почти летает. «Как ни странно, но у нас травматичность ниже, чем в том же футболе, — говорит 3-кратный чемпион мира, тренер сборной России по мотоболу Валерий Нифантьев. — Представления об опасности этой игры несколько надуманы, они идут от сводок о ДТП. У нас своя специфика, играют профессионалы, которые умеют падать, тормозить».
Конечно, у мотобола и футбола много общего. Размер поля и размер ворот одинаковый, разметка очень похожа. «Чтобы играть в мотобол, надо хорошо играть в футбол, — считает чемпион Европы Сергей Часовских. — Надо уметь видеть поле, владеть мячом. В мотоболе сочетается несколько видов спорта: гаревые гонки, мотокросс, футбол». Надо сказать, что в таком сочетании, по всей видимости, и кроется секрет зрелищности мотобола.
Вратарская площадка меньше, чем в футболе, радиусом всего 5,66 м, по сравнению с 16 м в футболе. Вратарь имеет право играть руками, а вот если он выходит за границу вратарской площадки обеими ногами, то тут же назначается пенальти. Поэтому в мотоболе у игроков буквально в крови, что вратарская площадка — как бетонная стена. Так что жесткий на вид спорт не менее выразителен и в правилах.
Правила игры для бесстрашных
Мотобол — это игра в мяч на футбольном поле, имеющем соответствующую разметку. При этом спортсмены передвигаются на поле, оседлав мотоцикл. Арбитры (а их три человека), а также вратари — пешие.
Мяч для игры диаметром 40 см продвигается только ногой, в контакте с мотоциклом.
Состав каждой команды — 5 человек, включая вратаря.
Особенные требования предъявляются к мотоциклам. На обычном мотоцикле рычаги переключения передач скоростей расположены на левой стороне, тормоза — на правой. На мотобольном мотоцикле все рычаги дублируются. Это необходимо для того, чтобы спортсмен мог вести мяч обеими ногами, если он ведет левой, то тормозить он будет правой, и наоборот.
Основное же правило — подъезжать к противнику можно только параллельным курсом и только со стороны мяча.
Для спортсмена-мотоболиста важны идеальная техника владения машиной, физическая подготовка, молниеносная реакция, выносливость, решительность и даже бесстрашие. Все эти навыки, конечно, можно развить, но настоящий мотоболист должен «родиться» на мотоцикле.
Поле для игры может иметь различные виды покрытия. Самый прогрессивный тип — резинобитумное покрытие с небольшим количеством нанесенного песка.
Оттачивание и систематизация общей схемы игры происходили постепенно. Вратарь, например, стал пешим лишь с 1972 года. В самом начале он не имел права отделяться от мотоцикла. Позже ему разрешили делать шаг и прыжок. Надо сказать, это было колоритное зрелище, ведь вратари обычно крупные мужчины, а мотоцикл, согласно требованиям, весил не более 45 кг. Машину облегчали, снимали все лишнее, оставляли раму и ставили мопедовский двигатель. В итоге создавалось впечатление, что взрослый дядя играет на мопеде, больше пригодном для подростков. По правилам тех лет вратарь должен был обязательно на своем мотоцикле сделать круг почета до и после игры. И это тоже было по-цирковому забавное зрелище. Правила трансформировались, и вратарь вот уже 35 лет защищает ворота без мотоцикла.
Добавлено через 16 секунд
Поле, русское поле
Несмотря на всю яркость и многосторонность, мотобол по-прежнему известен узкому кругу любителей. Тем не менее в нашей стране он заиграл всеми красками настоящего спортивного состязания. История возникновения отечественного мотобола началась еще в довоенные годы, когда в 1937 году студенты Московского института физкультуры и спорта, узнав из прессы о мотоболе и заинтересовавшись им, воплотили в жизнь «картинку-мечту» — вышли на футбольное поле, оседлав мотоциклы.
С тех пор мотобол не только разъехался по стране, но и приобрел популярность. В него играли сотни команд от Балтийского моря до Тихого океана. Соревнования проходили на центральных стадионах, таких как «Лужники» и «Динамо». Трансляции по телевидению комментировал легендарный Вадим Синявский. Известно, что некоторые матчи судил сам Юрий Гагарин.
Советский мотобол развивался своим независимым путем. Ведь железный занавес в известной степени отделял от мира и спортивное сообщество. Можно себе представить, сколько разного рода трудностей пришлось преодолеть в этой связи, сколько всего изобрести и додумать. Впрочем, смекалки русскому человеку всегда было не занимать.
Сначала в стране проводились эпизодические встречи, имевшие больше показательный характер. В 1959 году были организованы настоящие соревнования, которые проходили в рамках праздника «Русская зима» в московских «Лужниках». Играли две команды общества «Спартак». В 1960 году были проведены матчи между командами Риги и Москвы. А вскоре мотобол пришел на Северный Кавказ, в Среднюю Азию, Сибирь.
Мотоболу начало уделять должное внимание и высокое руководство — президиумом Федерации мотоспорта было принято решение о развитии мотобола в СССР. Первые официальные соревнования состоялись в 1963 году по инициативе журнала «За рулем», и в них приняло участие уже 12 команд. А первый чемпионат СССР состоялся в 1965 году. В борьбу вступили 15 команд из РСФСР, Украины, Казахстана, Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана.
В середине 1960-х пришло время выходить на международный уровень, ведь к этому моменту накопилось и мастерство, и уверенность, и здоровая спортивная злость. В 1966 году наша команда «Домбай» доказала свою состоятельность, впервые приняв участие в международных соревнованиях по мотоболу и сразившись с ведущими клубами Франции и Германии. Дебют назвали весьма удачным — было одержано две победы, при одной ничьей и двух поражениях. А уже в следующем, 1967 году, отечественная команда по мотоболу выступила на Кубке Европы. В финале в упорной борьбе наш «Домбай» со счетом 1:0 одержал победу в матче с французской командой «Камаре». Это была одна из красивейших побед, потому что французы (10-кратные чемпионы своей страны) имели довольно высокий статус в мире спорта.
За весь период развития мотобола наши спортсмены всегда показывали высокие результаты, становились многократными обладателями Кубка Европы, а начиная с 1986 года и многократными чемпионами Европы.
В 1990-е годы в связи с политическими и экономическими преобразованиями в стране мотобол переживал трудные времена. Однако всегда находились энтузиасты, неравнодушные к мотоболу. Во многом благодаря их усилиям остались команды, продолжающие борьбу за медали и звания, а главное, сохранилась национальная команда, продолжающая борьбу за ведущие места в чемпионатах Европы.
Сегодняшний день мотобола можно назвать если не солнечным, то, по крайней мере, ясным. На 21-м чемпионате Европы в 2006 году российская сборная подтвердила свою звездность. Дорогого стоят слова руководителя французской делегации Ги Барта, владельца собственной команды, знатока и эксперта по европейскому мотоболу, приезжавшего познакомиться с положением дел в этом виде спорта. После матча между двумя командами в рамках чемпионата России он просто взялся руками за голову и произнес: «Катастрофа! Нельзя с Россией играть».
«Папа, я привезу тебе такое!»
Особенностью мотобола можно считать его популярность в небольших городах и поселках, хотя по накалу страстей и зрелищности он не уступит видам спорта, господствующим на столичных стадионах. Другая его особенность — это вид спорта только для европейцев. Есть команды во Франции, Голландии, Испании, Германии, Англии, Литве, России, Украине, Белоруссии. За океаном про него разве что просто слышали. В 1986 году на Игры доброй воли приезжал сын Теда Тернера и пришел в восторг от мотобола. Стал звонить отцу: «Папа, я привезу тебе такое!» Однако знаменитый бизнесмен решил, что спорт — это не очень прибыльно. Но знатоки уверены, что если бы мотобол перепрыгнул через океан, то произвел бы настоящий фурор, ведь он обладает всеми качествами современной игры — зрелищностью, технологичностью, экстремальностью. Это очень яркое явление. К тому же за достаточно долгий период существования накоплен огромный багаж знаний и навыков профессионального уровня. Возможно, в будущем мотобол станет олимпийским видом спорта. Ну а пока можно сказать, что у европейцев есть свой уникальный, живой и развивающийся вид спорта.
Забивает СОЮЗ-3
[youtube]PpwxzQR47MY[/youtube]