Абоненты прочувствовали вкус к MNP
Количество перенесенных благодаря услуге MNP (Mobile Number Portability) номеров абонентов мобильной связи в России превысило 10 млн за четыре года. При этом абоненты подали почти 18 млн заявок на перенос номера. Федеральное агентство связи (Россвязь) ожидает, что перенос 11-миллионного абонентского номера может произойти до конца года.
Во второй половине октября количество перенесенных мобильных номеров превысило 10 млн. По данным Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), который координирует работу базы данных перенесенных номеров, 10-миллионный номер перенес абонент в Свердловской области. Напомним, что услуга переносимости мобильных абонентских номеров в сетях подвижной радиотелефонной связи действует в России с 1 декабря 2013 г. (тогда она была запущена в тестовом режиме). В апреле 2014 г. она начала работать полноценно.
Представитель ЦНИИС уточнил в разговоре с корреспондентом ComNews, что с начала текущего года количество перенесенных номеров составило более 2,5 млн. Следовательно, каждый месяц пользователи переносят примерно по 250 тыс. номеров. Представитеь ЦНИИС связывает интерес абонентов к услуге с работой операторов по привлечению абонентов в свою сеть.
"У операторов связи созданы и функционируют специализированные порталы, на которых размещена вся необходимая для абонента информация о процессе переноса номера, сроках и условиях, без которых номер не будет перенесен в сеть оператора связи, а также информация о предоставляемых дополнительных сервисах, позволяющих абоненту упростить взаимодействие с оператором связи, - заполнение заявки на сайте оператора, доставка договора абоненту курьером", - указывает представитель ЦНИИС.
Для сравнения Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций приводит статистику по услуге MNP за 2017 г. По сравнению с прошлым годом количество перенесенных номеров увеличилось почти на 20%. "Всего в 2017 г. граждане России перенесли 2,72 млн номеров, что в среднем составляло более 226 тыс. номеров ежемесячно", - указывает министерство.
Если брать более ранние периоды, то согласно приведенной на сайте Минкомсвязи таблице, в начале февраля 2015 г. абоненты перенесли 1 млн номеров, в марте 2016 г. - уже 3 млн, в феврале 2017 г. - 5 млн, в марте 2018 г. - 8 млн. Следовательно, с течением времени спрос на услугу только растет.
При этом за четыре года абоненты подали почти 18 млн заявок по услуге MNP. Глава Россвязи Олег Духовницкий сообщил корреспонденту ComNews о том, что их количество год к году только увеличивается. "Например, если в 2014 г. общее количество заведенных в БДПН (базу данных перенесенных номеров - Прим. ComNews) заявок на перенос номера составило 1,3 млн, то с начала 2018 г. оно составило уже более 5 млн. Только за период с июня по август этого года количество заявок составило более 1,8 млн", - поделился данными глава Россвязи.
Россвязь ожидает, что темпы увеличения количества переносов абонентских номеров в ближайшее время снижаться не будут. Олег Духовницкий объясняет это тем, что процесс стал более отлаженным, понятным абоненту, а процедура перенесения номера четко прописана в действующих нормативных правовых актах. Россвязь допускает, что при существующей динамике активности пользователей сотовой связи перенос 11-миллионного номера может произойти в этом году.
Некоторыми данными из статистики по переносу номеров поделилась пресс-служба Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"). Оператор заявляет о положительном балансе по услуге MNP. По данным Tele2, к оператору "приходит" больше абонентов, чем "уходит". "Особенно хорошие результаты у нас в Москве, где приток существенно превышает отток: MNP-баланс Tele2 в столице составляет 10 к 1, то есть на 10 пришедших в нашу сеть абонентов от других операторов приходится всего один ушедший", - отмечает пресс-служба оператора. Рост интереса к услуге переноса номера Tele2 объясняет тем, что абоненты распробовали этот сервис, а операторы сделали его простым и удобным.
"Билайн" (ПАО "ВымпелКом") тоже наблюдает положительный баланс по переходам абонентов от других операторов. При этом представитель пресс-службы указывает на то, что драматического влияния на абонентскую базу этот фактор не оказывает. Однако точных цифр "ВымпелКом" не приводит.
МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") и ПАО "МегаФон" воздержались от комментариев.
На сегодняшний день в базе данных перенесенных абонентских номеров работают все операторы сетей подвижной радиотелефонной связи, операторы сетей фиксированной связи, банки и прочие кредитно-финансовые организации, контент-провайдеры, SMS-агрегаторы и др. Всего в базу входит более 450 организаций.
Напомним, что еще в 2017 г. ComNews обращал внимание на то, что при выезде за пределы "домашнего" региона абонент не сможет сохранить телефонный номер, перенеся его на сеть другого оператора (см. колонку ComNews от 23 октября 2017 г.). В соответствии с действующими Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342, абонент вправе сохранить абонентский номер только в пределах территории субъекта РФ.
Возможность же сохранить номер и при переезде из одного региона страны в другой, так и не появилась. Россвязь подтверждает, что окончательного решения по этому вопросу пока нет. "Данный вопрос требует дополнительной проработки, как с представителями регулятора, так и с операторами связи - здесь важны и технические, и организационно-правовые аспекты", - говорит глава Россвязи. При этом он обращает внимание на то, что технические ограничения в этом вопросе на стороне оператора БДПН отсутствуют.