19 августа пресс-служба Ощадбанка сообщила, что исполнительная служба арестовала почти 93% акций Укртелекома.
Как говорят в банке, арестованные акции Укртелекома должны быть проданы на публичных торгах для погашения долгов компании ЕСУ перед банком в размере почти 1,8 млрд грн. ЕСУ - владелец именно этих “почти 93%” акций Укртелекома.
Меньше месяца назад Ощадбанк выиграл суд у Укртелекома, по результатам которого было решено: телеком-оператор обязан вернуть задолженность по облигациям в размере почти 1,5 млрд грн. Судебные разбирательства длились два года.
Откуда у оператора такой большой долг перед Ощадбанком?
История уходит корнями в 2011 год. Тогда Фонд госимущества продал Укртелеком компании ЕСУ, которая принадлежит Ринату Ахметову. Однако у ЕСУ не было достаточно денег для покупки. Поэтому за несколько недель до перевода на счет ФГИ второго транша оплаты ЕСУ выпустила облигации на сумму 4,6 млрд грн (порядка $575 млн на тот момент). Большую часть выкупили государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк.
За четыре года ЕСУ так и не рассчиталась за покупку. Поэтому Укртелеком частично включился в дело напрямую.
15 сентября 2015 года между Укртелекомом и Ощадбанком был заключен договор. Согласно ему банк обязался передать в собственность Укртелекома, а оператор обязался не позднее 15.03.2017 г. принять и оплатить облигации ООО ЕСУ серии С в количестве 1 млрд шт. по цене 1 млрд грн. Плюс накопленный купонный доход по облигациям. Но оператор не выполнил обязательства.
Почему Укртелеком отказался платить?
В августе 2017 года Укртелеком подал в Хозсуд Киева исковое заявление о расторжении договора с Ощадбанком и признания обязательств по договору прекращенными. Причина - изменилось существенное обстоятельство сделки.
Оператор якобы рассчитывал продать свою дочернюю компанию Тримоб и с вырученных денег закрыть долги. Но Фонд госимущества продажу Тримоба не одобрил. Ссылаясь на это, Укртелеком начал судебные тяжбы с госбанками.
Поначалу оператор получал поддержку в первой инстанции и проигранной Ощадом апелляции. Хотя условие про Тримоб было даже не в договоре, а в меморандуме. Но Верховный суд Укртелеком не поддержал и запустил процесс по новому кругу. И вот в проигравших уже сам Укртелеком.
Что говорят юристы?
В новости нет информации, о каком именно решении Верховного Суда идет речь, указывают Марина Кислощаева и Михаил Федоренко из юридической компании Юскутум. То есть юридические реалии в полной мере оценить пока не выйдет.
Однако в публичном доступе есть два свежих постановления Верховного Суда.
Первое связано с тем, что Укртелекому отказали в прекращении договора купли-продажи ценных бумаг. Суды первой и апелляционной инстанции признали договор разорванным, а обязательства прекращенными. Мол, истец принимал на себя определенные экономические риски, включая невозможность выполнения обязательств.
“По этому решению, договор между Ощадбанком и Укртелекомом остался действующим, а значит – подлежит выполнению. Но в тексте этого решения не идет речь о взыскании долга”, - акцентируют юристы.
Второе постановление Верховного Суда - уже по иску Ощадбанка. По нему суд как раз отказал в иске банка к ЕСУ о взыскании на ценные бумаги - простые именные акции Укртелекома в количестве 17 376 189 488 штук, номинальной стоимостью 0,25 грн, что составляет 92,7906% уставного капитала Укртелекома, которые принадлежат ЕСУ.
Так как других решений в публичном доступе нет, эксперты Юскутум считают, что нужно дождаться комментариев Укртелекома.
Что говорит Ощадбанк?
В банке говорят, что исполнительное производство идет. Срок, в течение которого оно будет длиться, трудно спрогнозировать, но не менее полугода. Оснований для оспаривания процедуры Ощадбанк не видит. И уверен, что процесс будет доведен до конца, акции будут проданы в установленном законом порядке, а долг перед банком - погашен.
Кстати, второе постановление, на которое сослались юристы Юскутум, по мнению учреждения, процессу не мешает. Ощадбанк опирается на постановления Верховного суда от 15.03.2018 и 02.05.2018.
“Вместе с тем мы надеемся на возможность мирного урегулирования имеющейся задолженности с должником”, - добавляет пресс-служба банка.
Как реагирует Укртелеком?
Пока обтекаемо и путанно. “ЕСУ в курсе об исполнительном производстве касательно существующих обязательств по облигациям общества [с ограниченной ответственностью]. ЕСУ ответственно относится к своим обязательствам и ищет пути их урегулирования”, - передал Укртелеком позицию материнской компании.
Больше выжать из пресс-службы пока не удалось. У оператора консультируются с юристами.
Какие варианты развития событий есть?
Управляющий партнер юридической фирмы Jurimex Юрий Крайняк выделяет четыре основных сценария.
Первый - логичный. Госисполнительная служба проводит процедуру выставления на торги от начала до конца. На честном аукционе пакет акций Укртелекома выкупают заинтересованные в нем лица. Хотя, как говорит юрист, аукцион “вряд ли будет таким уж и обычным”. Мол, обычно на торгах ГИС продают б/у тракторы или старые сараи. А здесь лот очень неформатный.
Второй - затягивающий. Исполнительная служба затягивает производство, а юристы Укртелекома тем временем проявляют “креатив” и сопротивление на отдельных этапах исполнения решения суда.
Третий - подтачивающий. Юристы Укртелекома/ЕСУ запускают ряд более мелких, но грамотно сформулированных судебных процессов, опосредованно связанных с конфликтом с Ощадбанком. А в случае удовлетворения какого-то из их исков решение Верховного суда разваливается.
Четвертый - полюбовный. Ощадбанк и ЕСУ о чем-то формально или неформально договариваются.
Как говорит Юрий Крайняк, в этом деле о вероятностях нечего и гадать - просто в силу масштаба актива.
Кстати, а Укрэксим?
Как говорилось выше, облигации ЕСУ выкупил не только Ощадбанк, но и Укрэксимбанк. Судьба его части тоже не безоблачна.
14 августа стало известно, что Государственная исполнительная служба открыла производство по взысканию с ЕСУ в пользу Укрэксимбанка 810 млн грн. Это задолженность по процентному доходу по облигациям.
Но решение судов нижних инстанций о том, чтобы ЕСУ выплатила задолженность по облигациям в размере 2,83 млрд грн, Верховный суд в июне отменил. ЕСУ удалось убедить суд, что размер задолженности, инфляционных потерь и 3% годовых был рассчитан некорректно. Процесс спущен на новый круг в Хозяйственный суд Киева.