Киевстар отключает номера абонентов
29 июля 2011 г. мне позвонили на номер Билайн. Звонящий представился
«сотрудником Службы Безопасности Киевстар», напрочь отказался называть свое Ф.И.О. и должность. Неизвестный товарищ сообщил, что все номера Киевстар, Диджус и Билайн, которые я потихонечку пытался безуспешно продавать на Аукро и с небольшого сайта, заблокированы (т.е. сообщил постфактум, безо всякого предупреждения о предстоящем отключении). Пригрозил, что и номер Билайн, на который он сейчас звонит, тоже будет отключен.
На закономерный вопрос о причинах неизвестный поведал: «у Вас нет лицензии на продажу этих номеров», «продажа разрешена только компанией Киевстар» и т.п. Мое справедливое замечание
«такая деятельность по закону не лицензируется» вызвало у него возмущение и вылилось в формулировку
«Вы не взяли разрешение на продажу у компании Киевстар». Разговор с мифическим джеймсбондом, спасителем маленьких котят, закончился ничем.
Возвратившись, действительно обнаружил абсолютно все номера отключенными. Ранее активированные не регистрировались в сети, а новые - не активировались.
Поскольку сам я по специальности юрист – начал разбираться в законодательной базе. Первое направление поиска – сайт
www.kyivstar.ua . В разделе
«Законодательная база, регулирующая предоставление и получение телекоммуникационных услуг») содержится перечень нормативных актов, которыми компания Киевстар обосновывает предоставление абонентам телекоммуникационных услуг. Цитирую полностью эту страницу как она выглядит на данный момент:
Предлагаем Вашему вниманию подборку законов и нормативных актов, регламентирующих основные права и обязанности пользователей и операторов.
Закон, ВР України, від 18.11.2003, № 1280—IV «Про телекомунікації» (Витяг) (PDF, 62 КБ)
Постанова КМ, КМ України, від 09.08.2005, № 720 «Про затвердження Правил надання та отримання телекомунікаційних послуг» (Витяг) (PDF, 72 КБ)
Закон, ВР УРСР, від 12.05.1991, № 1023—XII «Про захист прав споживачів» (Витяг) (PDF, 43 КБ)
Полные версии нормативно-правовых актов можно найти на сайте Верховной Рады Украины.
Ок, обратимся к законодательству. Согласно ст. 39 Закона Украины «О телекоммуникациях» Операторы телекоммуникаций обязаны:
«4) предоставлять потребителям исчерпывающую информацию ... относительно телекоммуникационных услуг, которые они предоставляют;
14) обнародовать тарифы на телекоммуникационные услуги, устанавливаемые самим оператором, не позднее чем за семь календарных дней до их введения;
16) предупреждать потребителей о возможном сокращении перечня телекоммуникационных услуг или отключения их конечного оборудования в случаях и порядке, предусмотренных правилами предоставления и получения этих услуг».
Согласно п. 1 ст. 15.
Закона Украины «О защите прав потребителей» «потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги)».
Как правило вышеупомянутая
«исчерпывающая информация» должна содержаться в собственных Правилах предоставления услуг оператором. А теперь давайте поищем в открытом доступе в сети Интернет правила предоставления услуг мобильными операторами Украины:
1. «
Правила оказания услуг подвижной (мобильной) связи связи ОАО "Украинские радиосистемы» (ТМ «Билайн»)
2. «
Условия пользования сетями МТС» (ТМ «МТС»)
3. «
Условия и порядок предоставления телекоммуникационных услуг ООО«Астелит» (ТМ «life»)
4. «
Правила пользования сетью связи ЗАО «Телесистемы Украины» (ТМ «PEOPLEnet»)
5. «
Правила предоставления и получения услуг телефонной связи с использованием фиксированного абонентского радиодоступа ООО «Интертелеком» (ТМ «Интертелеком»)
Правила (условия) пользования услугами, на которые должен ссылаться Оператор Киевстар, найти невозможно - они либо не обнародованы, либо попросту отсутствуют в природе. Таким образом, юридическое лицо ПрАО «Киевстар» является единственным крупным украинским мобильным оператором связи (на данный момент – крупнейшим), у которого в противоречие законодательству отсутствуют правила! В комплекте со стартовыми пакетами идут как правило только маленькие книжечки под названием «Справочник абонента предоплаченной связи», которые ничего общего с правилами (условиями) оказания услуг не имеют. Таким образом, мне как потребителю информация об условиях использования и возможных причинах отключения предоставлена не была.
На
вышеупомянутой странице сайта содержится такое примечание (причем данное примечание отсутствует в русскоязычной версии сайта):
Внимание! В целях защиты общих интересов абонентов и противодействия нецелевому использованию сети оператора, «Киевстар» оставляет за собой право приостанавливать предоставление телекоммуникационных услуг по телефонному номеру в случае выявления признаков использования оконечного оборудования не для личного потребления телекоммуникационных услуг (например, в коммерческих целях, для совершения противоправных действий, в частности мошенничества и действий, которые оказывают негативное влияние на знаки, на товары и услуги Компании т.д.). Все возможные противоречия и разногласия на время приостановления услуг решаются путем переговоров в сроки и порядке, определенном действующим законодательством.
Данное примечание не может применяться к сложившейся ситуации, поскольку конечное оборудование я в коммерческих целях не использовал - я эти стартовые пакеты в большинстве своем даже не активировал! Таким образом, ни законодательство, ни упаковки стартовых пакетов не содержат никаких ограничений по цели использования стартовых пакетов, и тем более - механизма/процедуры отключения таких номеров оператором.
Для получения разъяснений от Оператора я на следующий день обратился с заявлением в Центр обслуживания абонентов Киевстар (Днепропетровский филиал Оператора по адресу: г. Днепропетровск, пр. Гагарина, 103а). После приема заявления (причем при подаче потребовали паспорт) меня заверили, что ответ будет только через месяц.
Искренне убежден, что на подобные обращения оператор должен отвечать или безотлагательно, или в течение 15 дней с даты их получения (ч. 2 ст. 20
Закона Украины «Об обращении граждан»:
«На обоснованное письменное требование гражданина срок рассмотрения может быть сокращен от установленного этой статьей срока»). Считаю, что Оператор сознательным затягиванием срока ответа приводит к ситуации, что в процессе ожидания ответа номера могут быть переданы в перевыпуск и их получат новые владельцы!
Полностью уверен, что мои действия не нарушают никаких пунктов закона. Считаю, что Оператор, ограничивая право абонента использовать предоплаченные телекоммуникационные услуги на свое усмотрение под различными предлогами, в т.ч. безосновательно обвиняя в нарушении законодательства, запугивает и вводит пользователей в заблуждение, предоставляя услугу предоплаченного сервиса, которой невозможно воспользоваться в полном объеме в соответствии с официально заявленными свойствами.
Если Оператор считает, что такие стартовые пакеты с красивыми номерами должны продаваться только через официальные магазины, Центры обслуживания абонентов Киевстар и дилеров, то это проблема оператора, как обеспечить такую организацию процесса, но никак не вина абонента, который купил стартовый пакет на законных основаниях в розничной сети в соответствии с собственными потребностями, не нарушая действующее законодательство. Оператор никак не обеспечил запрет продажи таких номеров в розничных сетях страны! Я могу только подозревать, что такие незаконные и грабительские действия Оператор проводит с целью того, чтобы позже перепродать эти номера новым владельцам в рамках собственной услуги «
Эксклюзивный номер».
В письме от 25.08.2011 г. Оператор сообщает о просьбе предоставить необходимые документы, определяющие, что именно я являюсь абонентом номеров, которые определены в обращении, и документы, подтверждающие пополнение счета этих номеров именно мной (второй пункт вообще непонятен - зачем и в соответствии с чем я должен это предоставлять?? Какое пополнение счетов может быть у абсолютно новых номеров??).
30.08.2011 г. я предоставил Оператору сканированные копии упаковок стартовых пакетов. 02.09.2011 г. снова позвонил неизвестный
«работник службы безопасности Киевстар» и сообщил, что заявление рассмотрено, все номера за исключением тринадцати разблокированы. Кроме того лично мне рекомендовано не продавать эти номера и любые другие номера Киевстар, Билайн или Диджус. После этого, проверяя номера, я обнаружил нерабочими уже 17 номеров.
Позже я получаю второе письмо от оператора от 02.09.2011 г. следующего содержания:
Частное акционерное общество "Киевстар" (далее - Компания) выражает Вам свое почтение и сообщает о том, что по результатам тщательного изучения всех причин, послуживших поводом для Ваших обращений, Компанией принято решение об удовлетворении Вашей просьбы относительно абонентских номеров: .... . и относительно абонентских номеров BEELINE. Со своей стороны Компания, также, обращает внимание своих абонентов, что в соответствии с требованиями п. 4 ст. 33 Закона Украины "О телекоммуникациях", потребители телекоммуникационных услуг обязаны соблюдать "Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг", утвержденных постановлением Кабинета Министров №720 от 09.08.2005 года. В частности, не допускать использования на коммерческой основе конечного оборудования и абонентских линий для предоставления телекоммуникационных услуг третьим лицам. С уважением, Начальник сектора сопровождения каналов корреспонденции с клиентами Пусев С.С.
В общении по email с одним из высокопоставленных сотрудников Киевстар (Сергей Товстенко-Забелин – эксперт по связям с общественностью Компании «Киевстар») я поставил прямой вопрос о законодательной база действий Оператора, на что получил следующий ответ, содержащий неофициальную позицию юридического отдела Оператора относительно темы:
«Золотые номера» так или иначе - это номерной ресурс оператора, выделенный государством на основании операторской лицензии. В соответствии с ЗУ «О телекоммуникации», номерной ресурс выдается оператору с целью законного вторичного перераспределения - т.е. выделения абонентам. Только оператор имеет право выделять номера абонентам, и никто другой такого права не имеет. Абонент имеет право получить номер только в целях получения телеком-услуг. Продавать, передавать или каким-то другим образом отчуждать на коммерческой основе свой телефонный номер абонент не имеет права. От имени оператора распространять Стартовые пакеты или подписывать договоры с абонентами Имеют право только провайдеры или дилеры на основании соответствующих коммерческих договоров. Законное присвоение номера оператором абоненту осуществляется путем передачи сим-карты, к которой «привязан» данный номер и которая является собственностью Оператора. Распространение номеров без разрешения регулятора или сим-карт без согласия оператора является использованием сим-карт в коммерческих целях (с целью предоставления услуг 3-им лицам), т.е. нарушением ЗУ «О телекоммуникации» и Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденных КМУ от 09.08.05 № 720».
Однако неясным в данной связи остается важный момент: почему Оператор относит sim-карты к конечному оборудования в понимании Правил предоставления телекоммуникационных услуг? Ведь в соответствии с
Правилами предоставления телекоммуникационных услуг законодатель четко различает термины
«конечное оборудование» и
«sim-карта». Например п. 225
Правил гласит: «
В случае потери абонентом конечного оборудования или SIM-карты оператор по устному заявлению абонента прекращает обслуживание этого конечного оборудования или SIM-карты. [...] Сообщение о потере конечного оборудования или SIM-карты абонент должен подтвердить также письменно». Присутствует союз
«или», который свидетельствует о нетождественности этих определений! Выходит, что применение Оператором пункта 222 Правил в данном случае некорректно и итоговое умозаключение искажено в свою пользу.
В официальном письме на мой запрос Оператор никаким образом не информирует о запрете продажи номеров на вторичном рынке без разрешения компании. Таким образом я считаю, что поскольку такой ссылки нет – подобного запрета просто не может существовать. Для того чтобы получить официальное разъяснение, я 10 сентября 2011 г. обратился к государственному регулятору – Национальной комиссии по регулированию связи Украины с письмом-жалобой. В письме я изложил суть моих претензий, в резолютивной части поставил к госрегулятору следующие вопросы:
Прошу:
1. Предоставить разъяснение о возможности продажи стартовых пакетов любого оператора в розничной торговле лицом, не связанным отношениями с оператором, и полномочий Операторов на ограничение такой продажи.
2. По фактам, изложенным в заявлении, проверить соблюдение требований законодательства о телекоммуникациях субъектом рынка телекоммуникаций - Приватным акционерным обществом «Киевстар» - и по результатам рассмотрения обращения принять необходимые меры к Приватному акционерному обществу «Киевстар»; по результатам проверки и принятым мерам уведомить заявителя.
3. В случае необходимости - назначить внеплановую проверку Приватного акционерного общества «Киевстар» на основании письменного обращения о нарушении законодательства, стандартов, других нормативных документов в сфере телекоммуникаций, а также законодательства о защите прав потребителей.
4. Запретить Частному акционерному обществу «Киевстар» блокировать номера любых абонентов, которые по его мнению их перепродают, а также запретить любые блокировки номеров без четкого указания статьи закона и дополнительного разъяснения причин.
5. Обязать Оператора разблокировать номера, которые остались заблокованными после подачи моего заявления.
К письму я прилагаю переписку с компанией Киевстар и сканы обложек стартовых пакетов.