Re: Обсуждение Vega
Директор телекоммуникационной группы Vega Мурат Чинар: Моя задача - сделать бизнес и компанию более здоровой
Эксклюзивное интервью генерального директора телекоммуникационной группы Vega Мурата Чинара агентству "Интерфакс-Украина"
опрос: Ваша компания длительное время была не очень открытой, в том числе для прессы. В основном мы узнавали только об изменениях в составе топ-менеджмента и финансовых результатах. Можете описать, что, в настоящее время представляет собой Vega? Какова структура самой компании, сколько абонентов обслуживает, какую долю рынка занимает?
Ответ: Наша компания работает под этим брендом с 2008 года, и сейчас мы присутствуем в 70 городах и населенных пунктах 22 областей Украины. Мы предоставляем полный спектр телекоммуникационных сервисов. У нас 450 тыс. абонентов фиксированной телефонии и приблизительно 160 тыс. пользователей интернета. Если говорить о доле, то это около 5% рынка телефонии и порядка 3% рынка интернета. Понятно, что из-за ситуации в Украине общее количество абонентов снизилось, так как мы полностью потеряли клиентов в Крыму и частично на Донбассе.
Вопрос: Можете озвучить цифры по потерям абонентской базы?
Ответ: В Крыму мы потеряли 13,5 тыс. интернет-абонентов и 30 тыс. абонентов телефонии. По Донбассу (филиал объединял населенные пункты в Донецкой и Луганской областях) – это потери порядка 6 тыс. пользователей.
Вопрос: Предоставляются ли сейчас услуги на Донбассе в той части, которая контролируется Украиной?
Ответ: Да, мы продолжаем работать в тех населенных пунктах, которые находятся под контролем Украины. Мы рассматриваем необходимость людей в телекоммуникационных сервисах там, как необходимость в воде. В этом регионе мы не смотрим на свою деятельность как на бизнес, а как на помощь людям, которые нуждаются в коммуникации со своими близкими.
Возвращаясь к вашему вопросу, что мы не особо представлены в прессе, скажу – да. Но сейчас компания проходит трансформацию, которая держится на трех основных пунктах: первый – повышение продуктивности компании; второй – улучшение качества сервиса; и третий – коммуникация с пользователем, большая открытость.
Мы намерены развивать свой бренд в социальных сетях. На сегодня у нас уже есть определенная активность, но она больше нацелена на получение информации от нашего абонента. В начале следующего года эта коммуникация станет более двухсторонней – вы нас увидите, вы нас услышите, и мы будем не только слушать нашего клиента, но и доносить свою точку зрения.
Вопрос: Трансформация, о которой вы сказали, она касается операционной деятельности компании? Например, проводилась ли оптимизация штата? Реорганизация филиалов?
Ответ: Для нас трансформация - это не только урезание расходов. Продуктивность для нас - это быть эффективными во время выполнения своих обязанностей и предоставления услуг клиентам. Если расшифровать то, что мы вкладываем в понятие "продуктивность", то это – хороший сервис для наших пользователей плюс хорошие финансовые результаты для наших акционеров. Это не только сокращение штата и сокращение расходов компании. Все что нужно будет для того, чтобы повысить нашу продуктивность, – будет сделано.
Вопрос: Сколько сотрудников сегодня работает в компании?
Ответ: 1 600 сотрудников. В прошлом году это было 2 100 человек. Что находится в основе этих сокращений? Это оптимизация бизнес-процессов. В целом мы не трогали бизнес-сегмент, мы оптимизировали процессы, которые можно передать на аутсорсинг – такие как уборка офиса, например. Остальные сотрудники, которые занимались операционной работой, остались на своих местах. Трансформация затрагивает и культуру нашей компании – мы переходим на европейский, нацеленный на результат и на улучшение качества способ ведения бизнеса.
Вопрос: Вы уже немного затронули тему финансовых показателей. Последние годы, не секрет, что Vega была убыточным активом. С чем вы связываете такие показатели, и какие прогнозы на будущее?
Ответ: С одной стороны, наша компания улучшает свою продуктивность, с другой – мы активно инвестируем. За первые девять месяцев мы подключили 150 новых интернет-зон. Да, в прошлом году за девять месяцев у нас были операционные убытки в размере 6,4 млн грн, на данный момент – за девять месяцев мы получили операционную прибыль в размере 15,2 млн грн. Доход у нас примерно 450 млн грн, по сравнению с прошлым годом он уменьшился на 8%.
Вопрос: Какова ваша стратегия для улучшения финпоказателей? Ставят ли акционеры такую задачу как выход на прибыльность?
Ответ: Исторически так сложилось, что компания сформировалась в результате объединения больших операторов на территории Украины. В настоящее время мы работаем как над своим органическим ростом, так и над объединением с другими операторами в Украине. Возвращаясь к целям, которые нам ставят наши акционеры. Это - поддержка нашего роста на том же уровне и продолжение этого тренда в следующем году. В этом году мы завершили два проекта по присоединению других компаний к Vega, и сейчас у нас существует 10 проектов, которые находятся в режиме оценки.
Вопрос: Что это за компании? Это какие-то мелкие провайдеры?
Ответ: Это "Комстар" и MyLan Plus из Житомира.
Вопрос: А вот эти 10 компаний, о которых вы упомянули, они из каких регионов? И по каким критериям вы их выбираете?
Ответ: Они распределены по всей Украине – запад, центр, восток. Один из главных критериев – они не должны пересекаться с нашей существующей сетью.
Вопрос: Когда вы планируете их присоединить к себе, и каким образом происходит процесс - это покупка компании или покупка сети?
Ответ: Каждый из этих проектов уникален, он отличается от собственника к собственнику, ведь каждый выставляет свои условия. Если привести пример завершенного приобретения, например "Комстар", то мы купили и сеть, и возможность обслуживания абонентов. Но, хочу сказать, что когда мы приобретаем какую-то из компаний, то мы не только оставляем ее себе, но и активно инвестируем. Если это была сеть только с интернетом и телефонией, мы предлагаем, например, телевидение. Мы должны использовать потенциал провайдера полностью и предоставить нашим потребителям по максимуму наших сервисов.
Вопрос: Предположительно когда они могут быть к вам присоединены? В этом году или следующем?
Ответ: Мы планируем в первой половине 2016 года проанонсировать новые приобретения.
Вопрос: Эти компании – они из областных центров или городов поменьше?
Ответ: Это будут большие пригороды.
Вопрос: Киева?
Ответ: Может быть, Киева, может, другого города.
Вопрос: Хорошо. Тогда немного все же вернемся к вопросу финансов. Стоит ли перед вами задача выйти на прибыльность и в каком году?
Ответ: Я хочу быть очень открытым в этом вопросе и сообщить, что я не получал каких-то конкретных финансовых целей. Моя задача - сделать бизнес и компанию более здоровой. Компанию, которая предоставляет хороший сервис своим потребителям. И если компания будет сама по себе здоровой, потребитель будет доволен, то прибыль придет сама собой. В этом мы видим наш успех. Если посмотреть на европейские компании телекомрынка, то там пенетрация рынка достигает 80%. В Украине на сегодня это всего лишь 40%. То есть у нас есть куда расти. Движение вперед может продолжаться только тогда, когда компания здоровая. Ты не можешь бежать, если ты не здоров.
Вопрос: Можете немного раскрыть свою структуру доходов. Сколько вам приносит фиксированная телефония? Интернет?
Ответ: Если посмотреть на опыт развитых стран, то это приблизительно 50 на 50. В развивающихся странах – это 60 на 40. Если мы смотрим на себя в конкретике, то это 65 на 35 соотношения дохода от телефонии и интернета. И эта цифра зависит от уровня проникновения услуги на рынке.
Вопрос: Могли бы вы озвучить цифру инвестиций в этом году и в следующем. Куда были направлены основные средства?
Ответ: В этом году только в нашу сеть, не считая покупок активов, мы инвестировали около 50 млн грн. Наша цель – дать потребителям лучший сервис, и поэтому мы трансформируем нашу сеть ADSL в FTTx. В следующем году наша компания планирует увеличить объемы инвестиций.
Вопрос: Хотела бы затронуть ваши инвестиции в сельскую местность. Ранее операторы считали, что Бровары это нерентабельно и туда не шли, о селах не было и речи. Потом "Укртелеком" сообщил о том, что начал развивать свои услуги в сельской местности. Теперь вы. Получается это рентабельно для компании, если вы туда идете?
Ответ: Мы смотрим на это не только с финансовой стороны. Мы пытаемся понять, есть ли спрос на наш сервис в этом определенном месте. Хороший пример – это село Десна Черниговской области. Мы заходим туда, делаем определенную рекламу, показываем, что хотим туда принести свои услуги, оцениваем насколько мы сможем развить наш проект, и есть ли на него спрос. Если да – мы инвестируем.
Вопрос: Какие технологии вы там используете?
Ответ: Мы используем новейшие технологии – GEPON\Gpon, оптоволокно. В большей части это GEPON\Gpon. Распределение сейчас такое – мобильный интернет дает покрытие, а фиксированный интернет – емкость. Если мы идем в сельскую местность, мы приходим туда с кабелем 1 Гб, эти возможности позволяют обеспечить лучший сервис.
Вопрос: Сколько уже населенных пунктов в сельской местности вы покрыли?
Ответ: Как я уже сказал, мы подключили 150 новых зон по Украине.
Вопрос: Могли бы вы "нарисовать" портрет сельского абонента. Отличается ли он от городского? Какие у него потребности, что ему нужно от провайдера? Сколько они готовы платить?
Ответ: Потребитель в сельской местности очень сегментирован. Соседями могут быть пенсионеры, которые получают специальный тариф и только телефонию, они платят. С другой стороны, их сосед может пользоваться и телефонией, и доступом к сети интернет, причем интернет на очень большой скорости, что, само собой, приносит больше дохода.
Вопрос: Вот, кстати, по поводу фиксированной телефонии и тренда о ее вытеснении мобильной связью. Какая ваша стратегия в связи с этой тенденцией?
Ответ: С одной стороны, в мире идет сокращение фиксированной телефонии за счет мобильной. С другой – есть еще один соперник, это ОТТ-технологии, от которых страдают даже мобильные операторы. Они чувствуют себя просто "трубой" между потребителем и ОТТ-технологиями, такие как Viber, WhatsApp. Да, следуя мировому тренду, фиксированная телефония в Украине будет уменьшаться, но у нас есть результаты исследований, которые показывают, что это сокращение со временем остановится на определенном уровне. Для того чтобы выйти на этот уровень, нужно предпринять какие-то меры. Мы их запланировали на следующий год, и если у нас получится это сделать, то в 2017 году мы остановим отток наших абонентов. Как мы это сделаем? Мы хотим предложить нашему потребителю пакетированный сервис. Мы не хотим быть провайдером только интернета, телефонии или IPTV. Мы хотим предлагать весь набор телекоммуникационных услуг из одних рук.
Вопрос: Кстати, по поводу IPTV. У вас есть лицензия на него или как вы предоставляете услуги?
Ответ: Мы сотрудничаем с oll.tv.
Вопрос: Успешно?
Ответ: Да, конечно. Начали мы этот проект в прошлом году, и сейчас обслуживаем по нему 8 тыс. абонентов, не учитывая тех, с которыми мы работаем после покупки других операторов. Почему мы хотим сделать акцент на IPTV? Потому что мы смотрим на пример British Telecom. Они дают не канал, который мы видим снаружи, но несут нечто большее - ту услугу, которую можно предоставить с его помощью. Цель - предоставлять не сервис, а ценность. Это как пример с подключением воды в дом. Для начала это просто труба, потом по ней пускают воду. Это уже тот сервис, который идет к людям. По ней может идти все, что нужно пользователю. Например, 1С. У нас есть эта возможность, и мы предоставляем ее потребителю. Или образовательные сервисы.
Вопрос: А какие именно образовательные? Есть уже конкретные планы по запуску?
Ответ: В настоящее время это находится в состоянии разработки. Я хочу вам сказать, что мы хотим трансформировать нашу компанию в компанию мирового типа, которая приносит хороший сервис, хорошую прибыль и имеет ценность мировой компании. Это и есть задача от наших акционеров. Мы к этому стремимся, и все наши процессы направлены на это.
Вопрос: Последний вопрос, который я не могу не задать. Вы вместе с "Укртелекомом" входите в один холдинг, имеете одного собственника, занимаетесь похожим бизнесом. Нет ли планов по объединению компаний?
Ответ: Как компания Vega хочет развиваться, идти вперед, у нас есть свои цели, и мы к ним движемся. Что касается "Укртелекома", то лучше такие вопросы задавать напрямую СКМ. Компании развиваются параллельно на данном этапе.