Генеральный директор МТС Украина (Vodafone) Ольга Устинова сообщила вчера на конференции, что мобильный оператор собирается создавать собственный мессенджер. Это намерение может показаться как минимум странным. Ведь в интернете уже есть огромное количество бесплатных мессенджеров, таких как Viber, Facebook, Skype, WhatsApp и прочие.
Как конкурировать с тем, что практически ничего не стоит абонентам мобильной связи?
Оказалось, что Устинова сама верит в то, что мобильная связь для пользователя рано или поздно станет бесплатной. Поэтому собственный мессенджер - это своеобразный эксперимент. Но никак не конкурент существующим интернет-гигантам.
Придем на готовенькое
Повсеместные скоростные сети мобильной связи (3G, UMTS) в Украине появились только в прошлом году. И сейчас как раз период, когда эти сети активно строятся. Абоненты подключаются к новым услугам, потребление интернет-трафика растет, а доходы мобильщиков постепенно ползут вверх. Все счастливы. И бизнес, и потребитель.
Но во всем остальном мире, где 3G (и даже иногда 4G) уже давно как появился, эйфории не наблюдается. Напротив, наблюдается обвал телеком-рынка в связи с популяризацией интернет-мессенджеров, в которые перетекли огромные объемы трафика мобильной связи. Сотовые операторы и интернет-сервисы уже находятся или вплотную приблизились к диалогу над вариантами сосуществования. Как сделать так, чтобы и инфраструктурным компаниям хватало денег на новые вышки, антенны и кабели, и прибыль Facebook продолжала увеличиваться? Это сейчас основной объект дискуссий в мире коммуникаций.
Как говорит Ольга Устинова, пока весь мир в ближайшие несколько лет ожидает провал телеком-доходов, в Украине путь к новой рыночной модели должен пройти гладко. И через два-три года, когда глобальные переговоры завершатся, Украина придет, как говорится, на готовенькое. Нас спасет от проседания индустрии органический рост доходов от 3G. В большинстве других стран стадия этого роста уже давно пройдена.
Проба пера
Но что из себя представляет эта новая рыночная модель? Некоторые эксперименты уже позволяют осознать изменения, которые, очевидно, неизбежны. Так, в Москве недавно появился виртуальный мобильный оператор Атлас, который оказывает базовые услуги связи бесплатно. От чего идет заработок? Остальные пакеты услуг активируются за баллы, которые собирает абонент. Они начисляются партнерами проекта за различные действия: клики по ссылкам, просмотр рекламы, заказ товара. Среди партнеров AliExpress, Booking, Aviasales, MediaMarkt, Яндекс, Mail.ru и пр. И подобный проект не единственный в своем роде. Президент компании Киевстар Петр Чернышов рекомендует обратить внимание на такие инициативы, как Freevolution от Beeline в Грузии, а также FreedomPop в Калифорнии. Кстати, в последний стартап не так давно вложил $50 млн основной акционер Альфа Груп Михаил Фридман (основной бенефициар Киевстара).
Идею о бесплатной мобильной связи уже озвучивал и президент группы МТС Андрей Дубовсков. "Я думаю, что в будущем, в среднесрочной перспективе, мы [операторы] не должны брать деньги с клиентов. Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей. Это и сотовая связь, стриминг, все что угодно. Все, что мы ему даем, должно быть бесплатно", - заявил Дубовсков.
Большие массивы
Как разъясняет Ольга Устинова, абонентская база операторов связи даже больше, чем у крупнейших банков. Например, крупнейший украинский банк Приватбанк обслуживает около 14 млн клиентов, а крупнейший мобильный оператор Киевстар - 26 млн сим-карт. Все эти мобильные клиенты генерируют огромное количество информации о своем поведении, активности, передвижении, транзакциях и т.д. Мобильные операторы всегда считались кладезями данных для изучения поведения общества. К примеру, у МТС Украина на территории ОРДЛО по-прежнему остается более 1 млн абонентов. И МТС способна видеть, как эти абоненты перемещаются, какие телефоны они используют, как часто звонят и в каком направлении. Такого массива данных о людях, живущих на неподконтрольных Украине территориях, нет ни у одной исследовательской компании. Такую статистику не покажет ни один опрос. И вплоть до последнего времени такие массивы данных было практически невозможно качественно обрабатывать. Пока не появились технологии BigData. Они позволяют выявить закономерности и тенденции даже из тех данных, которые кажутся на первый взгляд хаотичными.
Доступ к базе
Крупные мобильные операторы смекнули, что в будущем могут стать не просто трубой для данных, а своеобразным мостом между разнообразными сервисами и абонентами. Это может быть доставка контента, финансовых услуг, умного страхования, удаленной медицины. И так как провайдеры всех этих услуг будут заинтересованы получить наиболее комфортный качественный и по возможности эксклюзивный доступ к абонентам связи, мобильщики, скорее всего, смогут на этом заработать. Тогда традиционные ценности мобильных операторов могут измениться. Если сейчас для них главное заставить абонента платить как можно больше за услуги, то в будущем, возможно, мобильные компании сконцентрируются исключительно на величине активной абонентской базы. Чем больше у них будет активных клиентов, тем больший пул потенциальных потребителей услуг можно будет предложить потенциальным партнерам из других отраслей. Потребителей, предпочтения которых уже хорошо изучены. В этом случае появится смысл удерживать клиентов бесплатными базовыми пакетами услуг связи. И брать деньги только за премиум-услуги. Или вовсе принципиально отказаться от заработка на услугах телеком-доступа к абонентам и сосредоточиться только на обработке данных о подписчиках и продаже доступа к клиентам другим компаниям.
Но такие трансформации могут проходить довольно долго. Как справедливо напоминает Петр Чернышов, у нас еще даже закон о виртуальных операторах не приняли. Поэтому рановато говорить о том, что в Киеве появится свой Атлас или FreedomPop.
Повсеместные скоростные сети мобильной связи (3G, UMTS) в Украине появились только в прошлом году. И сейчас как раз период, когда эти сети активно строятся. Абоненты подключаются к новым услугам, потребление интернет-трафика растет, а доходы мобильщиков постепенно ползут вверх. Все счастливы. И бизнес, и потребитель.
Но во всем остальном мире, где 3G (и даже иногда 4G) уже давно как появился, эйфории не наблюдается. Напротив, наблюдается обвал телеком-рынка в связи с популяризацией интернет-мессенджеров, в которые перетекли огромные объемы трафика мобильной связи. Сотовые операторы и интернет-сервисы уже находятся или вплотную приблизились к диалогу над вариантами сосуществования. Как сделать так, чтобы и инфраструктурным компаниям хватало денег на новые вышки, антенны и кабели, и прибыль Facebook продолжала увеличиваться? Это сейчас основной объект дискуссий в мире коммуникаций.
Как говорит Ольга Устинова, пока весь мир в ближайшие несколько лет ожидает провал телеком-доходов, в Украине путь к новой рыночной модели должен пройти гладко. И через два-три года, когда глобальные переговоры завершатся, Украина придет, как говорится, на готовенькое. Нас спасет от проседания индустрии органический рост доходов от 3G. В большинстве других стран стадия этого роста уже давно пройдена.
Проба пера
Но что из себя представляет эта новая рыночная модель? Некоторые эксперименты уже позволяют осознать изменения, которые, очевидно, неизбежны. Так, в Москве недавно появился виртуальный мобильный оператор Атлас, который оказывает базовые услуги связи бесплатно. От чего идет заработок? Остальные пакеты услуг активируются за баллы, которые собирает абонент. Они начисляются партнерами проекта за различные действия: клики по ссылкам, просмотр рекламы, заказ товара. Среди партнеров AliExpress, Booking, Aviasales, MediaMarkt, Яндекс, Mail.ru и пр. И подобный проект не единственный в своем роде. Президент компании Киевстар Петр Чернышов рекомендует обратить внимание на такие инициативы, как Freevolution от Beeline в Грузии, а также FreedomPop в Калифорнии. Кстати, в последний стартап не так давно вложил $50 млн основной акционер Альфа Груп Михаил Фридман (основной бенефициар Киевстара).
Идею о бесплатной мобильной связи уже озвучивал и президент группы МТС Андрей Дубовсков. "Я думаю, что в будущем, в среднесрочной перспективе, мы [операторы] не должны брать деньги с клиентов. Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей. Это и сотовая связь, стриминг, все что угодно. Все, что мы ему даем, должно быть бесплатно", - заявил Дубовсков.
Большие массивы
Как разъясняет Ольга Устинова, абонентская база операторов связи даже больше, чем у крупнейших банков. Например, крупнейший украинский банк Приватбанк обслуживает около 14 млн клиентов, а крупнейший мобильный оператор Киевстар - 26 млн сим-карт. Все эти мобильные клиенты генерируют огромное количество информации о своем поведении, активности, передвижении, транзакциях и т.д. Мобильные операторы всегда считались кладезями данных для изучения поведения общества. К примеру, у МТС Украина на территории ОРДЛО по-прежнему остается более 1 млн абонентов. И МТС способна видеть, как эти абоненты перемещаются, какие телефоны они используют, как часто звонят и в каком направлении. Такого массива данных о людях, живущих на неподконтрольных Украине территориях, нет ни у одной исследовательской компании. Такую статистику не покажет ни один опрос. И вплоть до последнего времени такие массивы данных было практически невозможно качественно обрабатывать. Пока не появились технологии BigData. Они позволяют выявить закономерности и тенденции даже из тех данных, которые кажутся на первый взгляд хаотичными.
Доступ к базе
Крупные мобильные операторы смекнули, что в будущем могут стать не просто трубой для данных, а своеобразным мостом между разнообразными сервисами и абонентами. Это может быть доставка контента, финансовых услуг, умного страхования, удаленной медицины. И так как провайдеры всех этих услуг будут заинтересованы получить наиболее комфортный качественный и по возможности эксклюзивный доступ к абонентам связи, мобильщики, скорее всего, смогут на этом заработать. Тогда традиционные ценности мобильных операторов могут измениться. Если сейчас для них главное заставить абонента платить как можно больше за услуги, то в будущем, возможно, мобильные компании сконцентрируются исключительно на величине активной абонентской базы. Чем больше у них будет активных клиентов, тем больший пул потенциальных потребителей услуг можно будет предложить потенциальным партнерам из других отраслей. Потребителей, предпочтения которых уже хорошо изучены. В этом случае появится смысл удерживать клиентов бесплатными базовыми пакетами услуг связи. И брать деньги только за премиум-услуги. Или вовсе принципиально отказаться от заработка на услугах телеком-доступа к абонентам и сосредоточиться только на обработке данных о подписчиках и продаже доступа к клиентам другим компаниям.
Но такие трансформации могут проходить довольно долго. Как справедливо напоминает Петр Чернышов, у нас еще даже закон о виртуальных операторах не приняли. Поэтому рановато говорить о том, что в Киеве появится свой Атлас или FreedomPop.