Молокососы, в атаку!
Все началось тогда, когда Фрэнк Уильямс в 2000 году посадил за руль своего болида 20-летнего британца Дженсона Баттона, отдав необстрелянному новичку предпочтение перед многоопытным чемпионом серии CART Алексом Занарди. Помните, как все тогда смеялись и недоуменно пожимали плечами? А Баттон взял и поехал. И все обалдели от такой наглости. Прямо, как в фильме "В бой идут одни старики": "Ребята, Кузнечик "мессера" завалил!" А когда первое изумление прошло, все бросились подражать сэру Уильямсу. И вот, по прошествии всего нескольких лет, можно констатировать: Формула-1 медленно, но верно превращается в детский сад.
Но сначала - небольшое статистическое отступление. Статистика, как известно, знает все. Она знает, сколько холодильников производится за одну минуту на просторах бывшего СССР; каков процент беременных женщин среди безработных инженеров; сколько метров туалетной бумаги потребуется, чтобы написать на ней 48-м кеглем полный текст "Войны и мира" и тому подобную ерунду. Но иногда статистика может сообщить нам и полезную информацию, из которой мыслящий человек способен сделать выводы. Причисляя себя к таковым, я с головой ринулся в бездну цифр, и вот что мне удалось извлечь на поверхность.
Итак, за последние пять лет в болидах Ф1 дебютировал 21 пилот:
Норберто Фонтана, Шиндзи Накано, Ральф Шумахер, Ярно Трулли и Алекс Вурц в 1997-м;
Тора Такаги и Эстебан Туэро в 1998-м;
Марк Жене, Стефан Сарразан, Педро де ла Роса и Рикардо Зонта в 1999-м;
Лучано Бурти, Дженсон Баттон, Ник Хайдфельд и Гастон Маццакане в 2000-м;
Фернандо Алонзо, Энрике Бернольди, Томаш Энге, Алекс Йонг, Хуан-Пабло Монтоя и Кими Райкконен в 2001-м.
Из них вкус победы ощутили только двое - Шумахер и Монтоя, а еще трое - Трулли, Хайдфельд и Вурц - по разу побывали на подиуме (не упустите из виду, что трое из этой пятерки дебютировали в 1997 году и добились упомянутых успехов уже будучи довольно зрелыми пилотами). Более того, из 21-го перечисленного гонщика 10 (почти половина!) не имеют на своем лицевом счету ни одного очка. И еще одно: в грядущем чемпионате мира из всей этой толпы примут участие 8 пилотов - то есть чуть больше трети.
О чем все это говорит? На мой взгляд, в первую очередь о том, что процент новичков, из которых впоследствии получаются люди, весьма и весьма невелик. Тем не менее, команды, не обращая внимания на красноречивые цифры, упрямо держат курс на омоложение своих составов. На наших глазах происходит натуральная смена поколений - ведь только за последние три года "Формулу-1" покинули такие опытные и достаточно успешные пилоты, как Джонни Херберт, Дэймон Хилл, Йос Ферстаппен, Мика Хаккинен, Жан Алези - да что там, даже Педро Диниц со всеми своими деньгами не смог противостоять волне новичков! А ведь на подходе - по возрасту - уже и Ирвайн, и Пани, и Френтцен, и даже Вильнев с Култхардом. Так в чем же прикол?
Чтобы разобраться с мотивами, которые движут боссами команд в их стремлении к кадровым экспериментам, попробуем обратиться к составу пилотов на 2002 год, и проанализировать причины, по которым тот или иной "желторотик" попал в ту или иную "конюшню". Итак, абсолютных новичков у нас четыре - с них и начнем.
Марк Уэббер и Такума Сато имеют между собой много общего - а именно стоящих за спиной инвесторов. Это самая простая и самая очевидная ситуация, подталкивающая руководителей команд брать в свои ряды "зелень". Оба новобранца, на мой взгляд, приглашены в свои команды исключительно с целью поправить бюджет - то есть идут по тропе, по которой совсем недавно ходили Рикардо Россет, Тора Такаги, Гастон Маццакане и иже с ними. Как показывает практика, тропа эта, попетляв то тут, то там по просторам Формулы-1, сворачивает куда угодно, но только не к ее вершинам. Однако финансовая погода в командах к тому времени очень даже может проясниться.
Теперь Алан МакНиш. Это только в разрезе выступлений в Формуле-1 его можно считать молокососом: все ж таки человеку уже 32 года - практически "возраст Христа" - да и поездил в разных сериях он достаточно. Такая "молодежь" редко, но все-таки бывает нужна. Мотивы приглашения МакНиша в Toyota вполне очевидны - здесь как раз главную роль играет опыт. Вполне естественно, что на первом году существования в королевских гонках японцам постоянно придется что-то улучшать, абсолютно не заботясь о результатах. И здесь как раз необходима "рабочая лошадка", а не талантливый плэйбой вроде Баттона.
Вместе с тем, вполне очевидно, что как только Toyota справится с детскими болезнями, МакНишу укажут на дверь - если, конечно, он не успеет доказать свою способность приносить результат, то бишь - победы. Кстати, то же, на мой взгляд, относится и к Мике Сало, но это уже тема отдельного разговора.
А вот кого еще (как минимум, декларативно) взяли в "высшую школу" не "по блату", а за способности, так это Филипе Масса. Юный бразилец, пожалуй, является единственным пилотом из "новых", от которого можно ожидать чего-то по-настоящему путного. Конечно, и тут остается масса (простите за каламбур) вопросов - достаточно ли он талантлив, выдержит ли давление и так далее. Одним словом - риск. Но даже если ответы на эти вопросы окажутся отрицательными, боссы-селекционеры, идущие на подобные "рискованные" эксперименты, не много и потеряют - гонорары-то молокососам можно платить далеко не чемпионские. А ежели талант подтвердиться, то "навар" такой будет, что закачаешься! Хочешь - себе оставляй такое богатство, доставшееся по заниженным, а хочешь - "жирным" командам продавай с тройной наценкой, а хочешь… Впрочем, вернемся к делу.
Как было уже сказано, номинально "новичков" всего четверо. Но есть еще один, довольно показательный в свете поднятой проблемы персонаж, вокруг которого в последнее время разгорелось много страстей - это, как вы догадываетесь, Кими Райкконен, перешедший в McLaren. Это как раз тот случай, когда "хочешь перепродать с наваром". Остановимся и на нем поподробнее.
Как только речь заходит о Кими, у большинства возникает вполне естественный вопрос: почему именно он? Почему не Хайдфельд, который провел прошлый сезон гораздо успешнее Райкконена, да и кроме того, имеет контракт с Mercedes? Почему не Алекс Вурц, который вот уже второй год катает McLaren на тестах и знает его как облупленный? Почему не Френтцен, Ферстаппен или Алези, наконец? Опыта у них - хоть отбавляй; дай им хорошую машину, и они будут выигрывать - проверено временем!?
А это уже совсем друга - более тонкая - сторона-особенность, привлекающая боссов команд в молокососах. Это их способность учиться, и учиться быстро и качественно. А это в современной Формуле-1, когда команда, рассчитывающая на успех, должна по ходу сезона постоянно экспериментировать и совершенствовать свою технику, ценится поболее, чем просто многолетний опыт или мешок денег за плечами.
Рону Деннису нужна глина, из которой он - как, кстати, и в случае с Хаккиненом - сам, собственноручно вылепит будущего чемпиона. Райкконен талантлив - это бесспорно, но так же бесспорно и то, что он очень быстро учится. Вспомните, как в прошлом году все восхищались его способностью быстро адаптироваться к незнакомой для себя трассе. Если Кими может так же быстро впитывать и другие познания, то ему действительно нет цены. А то, что победы придут не сразу, а через пару лет - так это не беда. Что такое пару лет в масштабах истории? А McLaren - это, несомненно, история.
Вот такими мотивами, на мой взгляд, руководствуется Рон Деннис. Так же, вероятно, думал и Фрэнк Уильямс в позапрошлом году; так думал (и продолжает думать) Питер Заубер. Наверное, примерно так думают и остальные боссы команд - правда, не у всех есть возможность соответствующим образом поступать, но это уже другой вопрос. Ясно одно - Формула-1 будет продолжать молодеть, и нам с вами остается лишь с грустью вспоминать времена, когда пилоту могло быть и 40, и - да чего там! - все 50...
P. S. Средний возраст пилотов в сезоне-2002 будет составлять 27,9 лет. Для сравнения, десять лет назад, в 1992-м, этот показатель был равен 31,8. No comments.
P. P. S. Заглавие статьи взято из любимого многими в детстве романа Луи Буссенара "Капитан Сорви-голова". Те, кто читал, поймут, что слово "молокососы" ни в коей мере не носит оскорбительный характер. Те же, кто не читал, пусть поверят на слово.
З.Ы. Это Райкконен в 2000 году